Характерные черты и особенности мотивации труда в РБ
Возможны два варианта сокращения скрытой безработицы: во - первых, ее превращение в открытую; во - вторых, ее рассасывание благодаря реальному росту объемов производства и численности рабочих мест. Есть основания полагать, что по мере развития рыночных отношений и усиления финансового давления на предприятия со стороны конкурентов и потребителей, ужесточения финансово - кредитной политики государства, скрытая безработица приобретет устойчивую тенденцию к сокращению.
Практика показывает, что предприятия не стремятся освободиться от избыточной рабочей силы. В основе такого поведения лежит целое многообразие причин.
Отождествление руководителем своего трудового коллектива с определенной долей в системе сложившегося разделения труда. Это традиция прошлых лет.
Ожидание улучшения экономической ситуации. Расчет при этом двоякий: в случае экономического роста можно сэкономить на текучести кадров, а наличие избытка труда позволяет развивать конкуренцию в среде рабочих.
Технологические особенности производства. В некоторых производствах сокращение занятости имеет технологический барьер, грозя полной остановкой всему производству.
Необходимость сдерживания обвальной безработицы в регионе. Администрация предприятий нередко имеет прямые договоренности с органами управления сдерживать увольнения работников, в обмен они получают льготы в виде кредитов, выплат из фонда занятости, дополнительной экономической информации и т.д.
Кроме этих причин можно назвать еще и такие, как социальная ответственность руководства предприятия; нежелание провоцировать конфликты с трудовым коллективом и т.д.
Решение задачи высвобождения излишне занятых само по себе не представляет большой проблемы. Достаточно дать разрешение предприятиям и они быстро реализуют ее. Это позволит повысить уровень оплаты труда, создаст мотивы для роста производительности, будет способствовать росту рентабельности и т.п. Главная проблема возникнет в процессе решения указанной задачи. И это проблема не техническая и даже не чисто экономическая, а социально - экономическая и Политическая. Каковы же могут быть последствия устранения избыточной занятости? Во - первых, резкое возрастание безработицы за счет перевода ее в открытую форму; во - вторых дальнейшее снижение жизненного уровня населения; в - третьих, рост нагрузки, возлагаемой на фонд социального страхования по безработице, снижение размера пособий и сокращение осуществляемых функций и программ по обеспечению занятости; в - четвертых, ухудшение криминогенной обстановки; в - пятых, резкое возрастание социальной напряженности. Естественно, это не полный перечень всех возможных последствий. Итак, с одной стороны, ликвидация избыточной занятости необходима для перевода экономики на рыночные рельсы, а с другой стороны, решение этой задачи может привести к непредсказуемым негативным последствиям. Выход отсюда - решение указанной задачи с минимально негативными последствиями.
Специалисты считают, что в наших условиях 5 - 7% регистрируемая безработица позволила бы сделать первые шаги в рационализации структуры и повышении эффективности занятости, не допустив при этом социальной дестабилизации. Изучение опыта регулирования занятого населения в развитых государствах показывает наличие инструментов добровольного сокращения численности персонала по экономическим соображениям. Прежде всего, это денежная компенсация. Она может быть предложена всем сотрудникам или только тем, чьи рабочие места подлежат сокращению. Недостатком общего предложения является то, что возможно возникновение "эффекта затягивания" увольнения работников, которые так или иначе хотят уйти с предприятия и для которых денежная компенсация - приятный дополнительный подарок. Предложение компенсации только желающим уйти с предприятия таит опасность, что эта акция не будет успешной. Сотрудники со слабой отдачей знают свои возможности на рынке рабочей силы, а поэтому боятся поменять работу. Поэтому денежную компенсацию следует адресовать всем сотрудникам при условии упразднения рабочего места. При известных обстоятельствах предложение может быть связано с обещанием приема на работу повторно в случае улучшения экономической конъюнктуры, при этом сотрудник будет обязан вернуть часть денежной компенсации. В любом случае предложение должно действовать ограниченное время, чтобы можно было планировать использование кадров, расходы на содержание персонала.
Другим инструментом добровольного сокращения численности работающих является ранний выход на пенсию. Этот вариант привлекателен потому, что государство выплачивает преждевременную пенсию, а доплаты предприятий субсидируются за счет освобождения от уплаты налогов или же налоговых льгот при уплате денежных компенсаций. То есть государство является финансистом сокращения занятости.