Функции инновационного менеджмента
В теоретических работах и в практической деятельности используются различные систематизации функций инновационного менеджмента. Выделим две основные группы функций: 1. основные (предметные) и 2. обеспечивающие.
Предметны функции инновационного менеджмента являются наиболее общими для всех видов и любых условий осуществления инноваций. Эти функции менеджмента отражают содержание основных стадий процесса управления инновационной деятельностью и выделяют предметные области управленческой деятельности на всех иерархических уровнях.
Выделяют такие функции как: формирование целей, планирование, организация и контроль.
. Обеспечивающие функции инновационного менеджмента включают управленческие процессы и инструменты, способствующие эффективному осуществлению предметных функций управления на предприятии. К ним можно отнести социально-психологические и технологические (процессуальные) функции менеджмента.
.1 Социально - психологические функции менеджмента связаны в основном с характером производственных отношений в коллективе. Они содержат две разновидности: делегирование и мотивацию.
Делегирование включает комплекс управленческих решений, направленных на рациональное распределение работ по управлению инновационными процессами и ответственности за их осуществление между сотрудниками аппарата управления.
Мотивация предусматривает создание системы моральных и материальных стимулов для сотрудников организации в эффективном и производительном индивидуальном и коллективном труде. Предусматривает также планирование, организацию и обеспечение повышения профессионального уровня и возможности карьеры сотрудников организации.
.2 Технологические функции представляют собой содержание труда менеджера любого уровня иерархии: решения и коммуникации, т.е. являются основными средствами реализации его предметных и социально-психологических функций.
Осознанная воля руководителя в управлении инновациями находит свое отражение в управленческих решениях, которые выступают главной формой осуществления инновационных идей. Они охватывают все стадии жизненного цикла инновационного предприятия: от момента его возникновения до ликвидации.
Функция коммуникации в инновационном менеджменте заключается в подготовке, получении, переработке и передаче информации для успешного продвижения инноваций. Так как инновации практически всегда связаны с новой информацией, коммуникационная функция управления имеет особенно большое значение и является специфичным элементом инновационного менеджмента. Вся текущая деятельность менеджера связана с осуществлением коммуникационной функции: сбором и обработкой управленческой информации, передачей ее вышестоящим и подчиненным сотрудникам организации, установлением контактов и распределением заданий исполнителям, координации их деятельности и пр.
Следует отметить, что предметные, социально-психологические и процессные аспекты управления, взаимно дополняют друг друга, создают целостную систему основных функций инновационного менеджмента.