Система управления персоналом в дошкольном образовательном учреждении
Недостаточное внимание к социальным и психологическим аспектам управления вызывает нездоровые взаимоотношения в коллективе, что снижает производительность труда. Как показывает практика, формирование здорового морально-психологического климата, воспитание чувства товарищеской взаимопомощи и коллективизма более активно идет в коллективах рыночного типа.
Таким образом, чтобы воздействие на коллектив было наиболее результативным, необходимо не только знать моральные и психологические особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики отдельных групп и коллективов, но и осуществлять управляющее воздействие. Особенности управления ДОУ основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. Это достигается посредством приемов, которые носят личностный характер (личный пример, авторитет и т.д.).
1. Объекты - сотрудники компании (персонал <http://hrm.incom.ua/content/view/370303/103/>).
Как уже отмечалось выше, персонал - это личный состав организации, работающий по найму и обладающий определенными признаками, непосредственно характеризующими сам персонал:
- квалификация,
компетенция,
способности,
установки.
Представляет интерес характеристика структуры персонала ДОУ.
Приведем данные, опубликованные министерством образования Красноярского края,
В системе дошкольного образования Красноярского края работает 12648 человек. Это воспитатели, старшие воспитатели, младшие воспитатели, помощники воспитателей, музыкальные работники, инструкторы по физической культуре, учителя-логопеды, обслуживающий персонал.
В учреждениях городских поселений работают 10345 человек, в учреждениях сельской местности - 2303. В целом по системе дошкольного образования Красноярского края в течение последних 5 лет отмечается увеличение количества педагогических работников, что связано с увеличением количества детей в дошкольных образовательных учреждениях и, как следствие, открытием новых групп.
Среди педагогических работников высшее профессиональное образование имеют 4494 человека, 6852 человека - среднее педагогическое образование. Подготовка специалистов для системы образования края осуществляется в педагогических колледжах Красноярского края, в высших учебных заведениях федерального подчинения: в Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева, в Институте педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета. [64]
По социально-демографическим признакам персонал ДОУ - это преимущественно женщины в возрасте 30-50 лет с высшим педагогическим образованием (около 80%). Персонал ДОУ по сравнению с большинством компаний характеризуется повышенной однородностью по профессиональному признаку.
Если в «классической» компании представлено несколько разнородных профессиональных групп (например, технологи, экономисты, специалисты по информационным технологиях, специалисты по продажам и т.д.), то абсолютное большинство персонала образовательного учреждения - это представители единой профессии (педагоги).
2. Процессы - технологии управления персоналом, используемые субъектами для достижения целей, стоящих перед компанией.
Немало важным является и вопрос выбора технологий управления, т.е. выбора совокупности определённых процедур, исполнение которых обеспечивает эффективную реализацию управленческих целей.
Технологии управления персоналом представляют собой систему целей, средств и способов оказания управляющего воздействия на персонал. Технология - это инструмент воздействия, использование которого может быть поручено различным внутриорганизационным субъектам. Именно поэтому важно классифицировать технологии и определить диапазон их использования.