Общая характеристика деятельности банковских служащих
Работник банка - довольно обширное понятие, включающее в себя экономистов разных уровней от кассиров до руководителей и управляющих. Но любая из этих специальностей требует специального экономического образования: среднего или высшего. Чем выше квалификация, тем больше возможностей работнику банка подняться по карьерной лестнице. Особенностью деятельности в банковской сфере можно назвать единство ее работников. Происходит это из-за постоянной миграции экономистов из одной организации в другую, в результате чего в пределах одного города у каждого из сотрудников складывается своя репутация, которая работает, как положительно, так и отрицательно по отношению к карьерному росту банковского работника [Каменская 2009,с.98].
Работа в банке, независимо от занимаемой должности, требует хорошего умения считать, ориентироваться в документации и определенных бухгалтерских навыков, а также усидчивости и внимания. Ответственность - необходимая черта любого служащего банка.
Кроме того, большая часть сотрудников такой организации ежедневно сталкиваются с необходимостью общаться с клиентами разного возраста, дохода и статуса. Таким образом, работник должен обладать максимально уравновешенным характером, спокойно и уверенно реагировать на нестандартные ситуации, что поможет ему сохранить не только наличие клиентов, но и репутацию банка [Обозов 2000,с.198].
Банковский служащий - человек, имеющий экономическое образование и работающий в банке. Банк - особый институт, аккумулирующий денежные средства (вклады), представляющий кредит (займы, ссуды), осуществляющий расчеты, выпуск денег (эмиссию), ценных бумаг (банкноты, чеки, векселя) и др., осуществляющий посредничество во взаимных платежах и расчетах между государствами, фирмами, учреждениями и отдельными лицами. Банковский служащий занимается в основном банковскими операциями. Банковские операции, производимые коммерческими банками, подразделяются на пассивные, активные и комиссионные, включающие посреднические операции. Коммерческие банки образуют "пассивы" за счет собственных и привлеченных средств. Основные способы образования собственных средств - размещение акций банка на фондовом рынке (образование основного или акционерного капитала) и создание различных резервов за счет отчисления от прибыли. Банковские служащие выполняют работу, связанную с оказанием услуг одного банка к другому. Банки заключают корреспондентские договоры и открывают друг другу корреспондентские счета. Служащие банков занимаются и активными операциями, которые позволяют прибыльно разместить привлеченные средства. Осуществляя кредитование, банки изучают кредитоспособность клиента. К активным операциям также относятся предоставление банковских ссуд и банковских кредитов, приобретение банком ценных бумаг. Часть работы банковских служащих - взаимодействие с предприятиями по предоставлению кредитов под надежные гарантии, залог и высокие проценты. В первую очередь банковский служащий должен заботиться не о своей прибыли, а о том, чем он может помочь клиенту, поскольку банк именно на этом и зарабатывает. Сказанное касается не только отношений банка с клиентом. Это и вопрос отношений банка с банком. Банковский служащий должен знать бухгалтерский учет и отчетность по вопросам кредита и ценообразования, финансы и кредит, банковское дело, экономику, правоведение, социологию, психологию общения. Он должен уметь работать с документами, иметь хорошую подготовку по математике и владеть навыками работы на ПК. Для работника банка кроме высокого профессионализма необходимы порядочность - личная и деловая, интеллигентность и преданность организации. Стремление осваивать новое, рисковать должно соседствовать с большой долей консерватизма [29].
1 2