Основные понятия обучения персонала
· особые формы переподготовки и повышения квалификации кадров;
· установление связей по обмену кадрами;
· подготовка руководителей нижнего звена (мастеров);
· подготовка и повышение квалификации рядовых исполнителей;
· примерное содержание программ подготовки и переподготовки кадров;
· мероприятия по обеспечению единства руководства подготовкой и переподготовкой кадров.
Повышение квалификации кадров - это обучение кадров с целью усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности.
Для этого создаются различные целевые курсы, школы передовых приемов, а вне организации - специальные институты и факультеты. В то же время повышение квалификации может осуществляться и стажировкой. Потребность организации в повышении квалификации сотрудников обусловлена:
· непрерывными изменениями в ее внешней и внутренней среде;
· усложнением процесса производства и управления;
· освоением новых видов и сфер деятельности.
В то же время заинтересованность в повышении квалификации у сотрудника имеется тогда, когда есть уверенность не оказаться уволенным и получить продвижение по службе.
Цели повышения квалификации работников:
§ обеспечение эффективного выполнения новых комплексных задач;
§ увеличение их инновационного потенциала;
§ подготовка к продвижению в должности или горизонтальному перемещению;
§ освоение новых профессий, в том числе в условиях бригадной формы организации труда;
§ получение более высокого разряда или адаптации к новой технике;
§ изучение новых форм организации и стимулирования труда;
§ приобретение знаний, выходящих за рамки существующей должности;
§ формирование экономического, предпринимательского типа мышления;
§ привитие навыков принятия решений;
§ побуждение учиться дальше.
Повышение квалификации кадров должно быть комплексным по охвату, дифференцированным по отдельным категориям работников индивидуализированным, непрерывным, ориентированным на перспективные профессии. Перспектива повышения квалификации активизирует только тех сотрудников, которые еще не достигли своего «потолка». Преимущества повышения квалификации как способа развития работников состоит в его целевой направленности, возможности всестороннего развития личности, гибкой обратной связи, разнообразия методик обучения, индивидуально-групповом подходе. Переподготовка кадров - обучение кадров с целью освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.
Таким образом, предметом обучения являются:
§ получение теоретических, методических и практических знаний, необходимых работнику для выполнения своих обязанностей на рабочем месте;
§ умение - способность выполнять обязанности, закрепленные за работником на конкретном рабочем месте;
§ навыки - высокая степень умения применять полученные знания на практике, навыки предполагают такую меру освоения работы, когда вырабатывается сознательный самоконтроль; способы общения (поведения) - форма жизнедеятельности личности, совокупность действий и поступков индивида в процессе общения с окружающей действительностью, выработка поведения, соответствующего требованиям, предъявляемым рабочим местом, социальные отношения, коммуникабельность.
1 2