Сущность понятий «внутригрупповая сплоченность», «социально-психологический климат в группе»
Поскольку, группа сплочена лишь при условии, если приверженность индивидов к ней сильнее тяготения к другим группам, важным для развития сплоченности является наличие корпоративного духа в организации. При этом часто внутригрупповая симпатия и сплоченность сопровождаются антипатией и враждебностью к другим группам. М. Дойч, в частности, установил, что ситуация межгруппового соревнования стимулирует внутригрупповую сплоченность.
К последствиям роста групповой сплоченности можно отнести:
) сохранение группового членства, уменьшение числа уходов из группы;
) усиление влияния, оказываемого группой на отдельных индивидов;
) возрастание участия каждого в жизни группы;
) рост индивидуальной адаптации к группе и переживание чувства личной безопасности (снижение тревожности, рост самооценки).
Сплоченность является одной из характеристик социально-психологического климата (СПК) группы. Под социально-психологическим климатом понимается обычно эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов группы. СПК создается и проявляется в процессе общения, на фоне которого реализуются групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные конфликты. Взаимодействие может строиться на соревновании, тайном соперничестве, взаимопонимании, грубом давлении или сознательной дисциплине.
К основным характеристикам СПК обычно относят следующее:
удовлетворенность членов коллектива взаимоотношениями, деятельностью, руководством;
преобладающее настроение;
взаимопонимание и авторитетность руководителей;
сплоченность;
сознательная дисциплина;
уровень конфликтности.
Существуют приемы, которые позволяют улучшать социально-психологический климат коллектива в организации. Перечислим некоторые из них.
усиление взаимосвязи системы вознаграждения с индивидуальными или командными результатами выполнения рабочих заданий;
установление привлекательных для работников целей, сам факт достижения которых обеспечивает высокое удовлетворение;
обеспечение реальности поставленных целей, что повышает вероятность их достижения неуверенными в себе работниками и уровень их удовлетворения;
избегание непосредственных воздействий на установки работников; Активное использование умения слышать и слушать сотрудников, так как «незащищенные» установки более восприимчивы изменениям;
обеспечение устойчивой обратной связи, что позволяет удовлетворить потребности в служебной информации;
проявление внимания к чувствам работников;
обеспечения возможности участия работника в принятии решений;
демонстрирование позитивной оценки трудовых усилий и желаемого поведения сотрудников.
Благоприятный социально-психологический климат является условием повышения производительности труда, удовлетворенности работников трудом и коллективом. Социально-психологический климат возникает спонтанно. Но хороший климат не является простым следствием провозглашенных девизов и усилий отдельных руководителей. Он представляет собой итог систематической воспитательной работы с членами коллектива, осуществление специальных мероприятий, направленных на организацию отношений между руководителями и подчиненными. Формирование и совершенствование социально-психологического климата - это постоянная практическая задача руководителей любого ранга.
1 2