Оценка показателей сплоченности различных подразделений организации
Цель - определить социально-психологический климат в коллективе и уровень сплоченности.
Под социально-психологическим климатом в данном случае понимается характер взаимоотношений и взаимодействий между сотрудниками.
Объект исследования - психологические особенности СПК трудового коллектива ОАО «Завод-Новатор».
Предмет исследования - социально-психологические факторы, обусловливающие доминирующий СПК и уровень сплоченности в конкретном подразделении.
Задачи:
. Выявить структуру взаимоотношений в подразделении.
. Определить характеристики СПК коллектива.
. Определить особенности руководства в исследуемом подразделении.
Выборка. В исследовании приняли участие 60 человек, сотрудники одного из цехов и сотрудники финансового отдела. Возраст участников исследования - от 25 до 45 лет. Исследование проводилось на базе ОАО «Завод-Новатор». Выборка основана на результатах проведения экспертной оценки, данные которой определили проблемное звено в организации.
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап исследования.
На данном этапе проводился опрос менеджеров высшего звена, под чьим руководством работают респонденты. В качестве основного метода исследования использовался метод экспертных оценок с применением анкеты «Оценка успешности выстраивания позитивных отношений в коллективе». Анкета предназначена для оценивания подразделений по критерию сплоченности. (Приложение 1)
Оценка осуществляется по 3 уровням:
а) 3 балла - высокая сплоченность - преобладание делового, творческого настроения в течение рабочего дня; чувство групповой сплоченности и товарищества; высокий уровень профессиональной подготовленности работников; хорошие взаимоотношения между руководителями и подчиненными; своевременность и объективность разрешения конфликтных ситуаций; нежелание членов коллектива уходить из данного подразделения, даже на вышестоящую должность; использование возможностей неформального лидерства для решения служебных и воспитательных задач.
б) 2 балла - средняя сплоченность - в коллективе присутствуют вышеперечисленные тенденции и качества, но остаются вопросы, над которыми нужно работать.
в) 1 балл - низкая сплоченность - частые опоздания и длительное отсутствие на работе; обсуждение указаний руководителей в «кулуарах»; длительные перекуры во время работы; неточное выполнение решений и приказов руководства; распространение слухов друг о друге; скрытая критика условий труда; пустая трата рабочего времени; частые конфликты между работниками и устранение коллектива от их разрешения; частые нарушения дисциплины; высокая текучесть кадров, частые переходы в другие подразделения на равнозначные должности; низкая активность при обсуждении служебных и специальных вопросов; - отсутствие критики и самокритики. Т. е. требуется дополнительное развитие, нужно обучать, развивать у сотрудника качества характерные для успешного взаимодействия друг с другом.
Затем подсчитывался средний показатель для каждого подразделения по результатам оценки трех экспертов.
В исследовании выдвинули следующие средние показатели:
От 1 до 1,5 - низкая сплоченность;
От 1,6 до 2,4 - средняя сплоченность;
От 2,5 до 3 - высокая сплоченность.
Перечислим основные критерии, с помощью которых оценивали производственные взаимоотношения и процессы взаимодействия в компаниях.
. Степень результативности, связанная с процессом взаимодействия;
. Степень эмоционального удовлетворения взаимоотношениями в процессе работы;
. Степень управляемости процессами взаимодействия между группами (подразделениями) в организации;
. Уровень сплоченности в результате совместной деятельности;
. Характер взаимоотношений, который, в свою очередь, состоит из четырех основных типов: сотрудничество, конкуренция, конфронтация, конфликт.
В качестве экспертов выступил коммерческий директор, директор по производству, менеджер по управлению персоналом, начальник цеха. Исследование проводилось в свободное от работы время.
Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов. Получаемое в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы. Комплексное использование интуиции (неосознанного мышления), логического мышления и количественных оценок с их формальной обработкой позволяет получить эффективное решение проблемы. Этот метод предполагает изучение и обобщение мнений всех участвующих экспертов. В качестве экспертов выступают компетентные лица, хорошо знающие испытуемых.