Основные этапы процесса адаптации
Технология эффективного управления процессом адаптации предполагает составление соответствующего алгоритма, определение способов и методов воздействия на процесс адаптации, качественных и количественных показателей, позволяющих контролировать процесс адаптации нового работника. К основным задачам, которые должен решать подобный алгоритм, относятся: сокращение неблагоприятных последствий от деятельности неадаптированного работника; стабилизация коллектива, встревоженного приходом носителя чужеродной культуры; а так же координация деятельности всех работников, задействованных в мероприятиях, способствующих адаптации нового работника.
Работа руководителя, кадрового менеджера и куратора в процессе адаптации нового сотрудника зависит от ее этапов.
Этап 1. Общая ориентация
Менеджер по персоналу совместно с непосредственным руководителем проводит:
· оценку профессионального уровня нового специалиста для разработки наиболее эффективной программы адаптации;
· определение круга его задач на первые дни;
· объяснение требований к работе (качество, итоговые показатели и др.), степень ответственности за результаты;
· назначение куратора;
· разработку системы стимулирования для повышения заинтересованности
· куратора в успешной адаптации его "подопечного".
Менеджер по персоналу сообщает новичку следующие сведения:
· о компании - история, развитие, виды деятельности, организационная структура, ключевые фигуры, традиции, тенденции, нормы, стандарты, процедуры, внутренние отношения, наиболее важные документы (миссия, стратегия, кодекс, система управления качеством);
· бизнесе - продукция, потребители, приоритеты, проблемы, политика в области работы с клиентами;
· заработной плате - нормы и правила начисления, оплата труда в выходные дни и сверхурочно, условия премирования и пр.;
· режиме труда и отдыха - порядок предоставления отпусков и отгулов;
· дополнительных льготах - страхование, выходные пособия, возможность обучения, наличие столовых, буфетов, оздоровительных центров;
· охране труда и технике безопасности;
· вопросах управления персоналом - условия назначения на должность, перемещения, увольнения; испытательный срок; права и обязанности; отношения с непосредственным руководителем и другими менеджерами; оценка работы;
· дисциплина, поощрения и взыскания; направления на профессиональную подготовку и повышение квалификации;
· правилах внутреннего распорядка;
· решении бытовых проблем;
· экономическом положении организации - прибыльность, стоимость оборудования, убытки от прогулов, опозданий, несчастных случаев.
Этап 2. Вхождение в должность
В процессе вхождения в должность руководитель предоставляет новому сотруднику следующую информацию:
. Функции подразделения: цели и приоритеты, организация и структура; направления деятельности; связь с другими службами компании; взаимоотношения внутри отдела;
. Рабочие обязанности и ответственность: детальное описание технологии, процессов и ожидаемых результатов; разъяснение важности данной позиции, ее соотношение с другими в подразделении и на предприятии в целом; нормативы качества выполненной работы; должностная инструкция, обязанности и ответственность; продолжительность и распорядок дня; требуемая отчетность;
. Правила: процедуры, характерные для конкретного вида работы или данного подразделения; порядок действий в случае аварий; отношения с сотрудниками из других отделов; поведение на рабочем месте; контроль нарушений; организация отдыха, приема пищи, перерывов, перекуров; возможность личных телефонных разговоров; использование оборудования; виды помощи, в каких случаях она может быть оказана; список документов, с которыми новичку необходимо ознакомиться в первую очередь.
Начальник представляет сотрудников подразделения, особое внимание обращает на тех, к кому всегда можно обратиться с вопросом или за советом. Куратор нового сотрудника должен ознакомить его:
· с должностными обязанностями;
· правилами компенсации возможных затрат;
· требованиями к конфиденциальности информации;
· внутренним распорядком;
· стилем управления, особенностями культуры, традициями, нормами и т.д., принятыми в компании;
· основными процедурами и политикой в отношении персонала;
· организационной структурой и схемой подчинения (если необходимо);
· процедурой коммуникации и связей по должности;
· информацией о традициях отдела или группы, в которой сотрудник будет работать.
Этап 3. Действенная ориентация
Каждую неделю испытательного срока менеджер по персоналу проводит беседы с новым сотрудником для выяснения его мнения о социально-психологическом климате, корпоративной культуре, задачах, принципах, организации деятельности в компании с точки зрения их соответствия личным целям, установкам, ожиданиям, стереотипам. Новичок оценивает следующие аспекты своей работы:
· интерес к профессии, должности: устраивает ли содержание и условия выполнения работы, статус, оплата труда, перспективы, возможности для реализации своего потенциала;
1 2