Сущность конкурентоспособности предприятий
расширение послепродажного сервиса, оказываемого потребителям с гарантийным и послегарантийным обслуживанием.
В настоящее время покупатель предъявляет к продавцу товара обязательные требования: сервис должен обеспечить работоспособность товара в течение всего срока службы. Продавец со своей стороны всемерно способствует тому, чтобы ожидания покупателя оправдались, и поэтому организация сильной сервисной службы и ее эффективное функционирование является первоочередной заботой на рынке. Организация сервиса должна следовать основным правилам эффективного обслуживания потребителей. Для этого необходимы:
)хорошо подготовленная стратегия, определяющая наиболее оптимальный уровень сервиса для каждого сегмента работника;
)умелое использование рекламы, доносящей до покупателя все преимущества сервиса и гарантирующей прочную связь клиента с покупателем;
)система правил вызова сотрудников сервисной службы к клиенту;
)обучение персонала, связанное с доведением до каждого исполнителя стандартов обслуживания.
Конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные рынки сбыта. Конкуренция выступает как высшая побудительная сила, которая заставляет изготовителей продукции повышать ее качество, снижать затраты на производство, повышать производительность труда [2, с. 37].
Конкуренция - необходимое явление при условии, что предложение превышает спрос и, как правило, возникает между товарами, а не производителями.
Различают следующие виды конкуренции: функциональная, видовая, предметная, ценовая, скрытая, незаконная. Данную классификацию рассматривают многие авторы, чьи работы проанализировал автор при написании данного дипломного проекта. К ним можно отнести Фатхутдинова Р.А., Гавриленко В.М., Лифица И.М., Юрьеву Т.В.
Рассмотрим эти виды подробнее.
Функциональная конкуренция может возникать из-за того, что одну и ту же потребность можно удовлетворить по-разному.
Видовая конкуренция применяется при выпуске аналогичных товаров разными предприятиями или одним предприятием, но разного оформления. Важно иметь образ предприятия.
Следующий вид конкуренции, это предметная конкуренция, она, как правило, возникает между аналогичными товарами разных предприятий.
Наиболее простой вид имеет ценовая конкуренция, так как, снижая цену, можно осуществить захват рынка.
Нельзя забывать, что конкурентоспособность - это, прежде всего лишь сравнительная, а значит, относительная оценка свойств товара. Если бы на рынке не было конкурентов, с товарами которых потребитель сравнивает товар производителя, то нельзя было бы говорить и о его конкурентоспособности.
Комплекс конкурентоспособности товара, по мнению Широкова Г.В., состоит из трех групп элементов: технических, экономических и социально-организационных.
Технические параметры наиболее жесткие. По ним можно судить о назначении товара, его принадлежности к определенному виду (классу) продукции. Это также характеристики, отражающие технико-конструкторские решения. Сюда относятся стандарты, нормы, правила, законодательные акты, определяющие границы изменения технических параметров. Это также и эргономические показатели, отражающие, насколько товар соответствует свойствам человеческого организма и его психики (удобство работы, скорость утомления, степень стыковки человека с машиной).
Экономические параметры представлены величиной затрат на производство товара: его ценой, расходами на транспортировку, установку, ремонт, эксплуатацию и техническое обслуживание, обучение персонала. Вместе все эти расходы образуют цену потребления. Наиболее конкурентоспособен не тот товар, за который просят минимальную цену на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок его службы у покупателя.
Социально - организационные параметры - это учет социальной структуры потребителей, национальных особенностей в организации производства, сбыта, рекламы товара.
К коммерческим условиям конкурентоспособности относят: ценовые показатели; показатели, характеризующие условия поставок и платежей за поставляемые товары; показатели, характеризующие особенности действующей на рынке производителей и потребителей налоговой и таможенной системы.
К организационным условиям относят: обеспечение максимально возможного приближения продавцов товара к показателям, влияющим на снижение издержек обращения; доставка товара до места потребления; грамотное пользование транспортными уставами и многие др.