Современная концепция Всеобщего управления качеством
Многие из перечисленных выше принципов (в первую очередь, 14 принципов Деминга) легли в основу современной концепции Всеобщего управления качеством (ТQМ).
Анализ общих черт в приведенных выше подходах позволил Джону Рэббиту и Питеру Бергху выделить 7 факторов Всеобщего качества:
. Ориентация на потребителя.
. Ориентация на процесс и его результаты.
. Управление участием в работе и ответственностью.
. Непрерывное совершенствование.
. Проблемы, зависящие от работников, должны составлять не более 20 %.
. Проведение измерений.
. Командная организация работ по улучшению качества (постоянно действующие сквозные функциональные Советы).
Начиная с 1980-х гг. в деятельности организаций начинают выделять отдельные функциональные направления. Расширяется перечень объектов менеджмента - маркетинг, инновации, персонал и т. д. В структуре общего менеджмента появляются самостоятельные дисциплины - финансовый менеджмент, управление маркетингом и т.д., в один ряд с которыми можно поставить и управление качеством. Менеджмент направлен на достижение поставленных целей (такой подход получил название «управления посредством целей», или МВО) и базируется на построении и последующей реализации структурированной системы целей (дерева целей). С другой стороны, общий менеджмент определил в качестве основной цели постоянное совершенствование качества. Этот подход получил название «управления посредством качества» (МВС)).
Таким образом, сегодня налицо процесс «сращивания» общего менеджмента и управления качеством. В следующих разделах мы рассмотрим наиболее распространенные методы и модели управления качеством, используемые как в зарубежной, так и в отечественной практике бизнеса.