Золотое правило консультирования
В странах с устоявшимися традициями консультационной деятельности, чтобы решать все эти проблемы, были созданы различные профессиональные объединения консультантов, основной идеей создания которых являлись разработка и согласование принципов поведения с клиентами, этических норм и правил. Консультанты там объединяются в ассоциации, чтобы выработать стандарты честности и компетентности, защищающие, прежде всего самих консультантов от недобросовестности и невежества своих якобы коллег. Следование выработанным и принятым всем профессиональным сообществом стандартам компетентности, честности и добросовестности, в конечном счете, и определило очень высокую степень доверия к консалтингу руководителей предприятий любых размеров и всех секторов экономики.
Например, члены Европейской Федерации ассоциаций консультантов по экономике и управлению (FEACO) должны подписаться под кодексом поведения FEACO и в своей деятельности избегать непрофессионального поведения, а именно:
-
не рекламировать услуги и фирмы в вульгарной или коммерческой манере;
-
не принимать любые торговые комиссионные скидки или компенсации любого вида, если они связаны с предоставлением услуг (не консалтинговых) или товаров клиенту;
-
не участвовать в разделе прибыли фирм, поставляющих товары или какие-то услуги клиентам консультантов, равно как не находиться под их контролем. Запрещается также утаивать от клиентов любую свою заинтересованность, которая может повлиять на качество услуг консультантов;
-
не начислять вознаграждение за оказание услуг на любом основании, кроме принятой профессиональной шкалы расценок;
-
не разглашать конфиденциальную информацию, касающуюся деятельности клиентов консультантов;
-
не платить или не принимать плату за официальное представление клиентов, за исключением случаев, которые соответствуют признанной и общепринятой практике в данной стране;
-
не совершать любые действия, которые противоречат законам профессии. [5, с. 50-56]
Консультанты европейских стран не считают возможным сочетать консалтинг с любой посреднической деятельностью, так как это противоречит принципу беспристрастности и объективности консультантов - возникает соблазн воздействовать на поведение и решения клиента с целью извлечения дополнительного дохода.
Нормы, аналогичные декларированным в кодексе поведения FEACO, должны быть приняты и национальными российскими консультантами с целью повышения доверия и надежности консультационных услуг.