Принципы всеобщего управления качеством
Само понятие «качество» имеет множество трактовок, однако согласно Мазуру И.И., Шапиро В.Д. Управление качеством. - М.,2008, 54 с., «Качество - это целостная совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности».
Мишин В.А. в своем учебном пособии для вузов «Управление качеством», М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009, 49 с., утверждает, что Всеобщее управление качеством (TQM) как одно из современных концептуальных направлений развития однозначного определения в литературе не имеет, приведем несколько известных определений:
•система действий, направленных на достижение удовлетворения и восхищения потребителей (клиентов), рост возможностей работников , более высокие , долговременные доходы и меньшие затраты;
•подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения потребителя и выгоды для всех членов организации и общества;
•менеджмент качества, полностью охватывающий организацию.
Однако можем встретить и такое определение - всеобщее управление качеством
.
Главная идея TQM состоит в том, что компания должна работать не только над качеством продукции, но и над качеством организации работы в компании, включая работу персонала. Постоянное параллельное усовершенствование 3-х составляющих:
· качества продукции;
· качества организации процессов;
· уровня квалификации персонала.включает 2 механизма:
· контроль качества - поддерживает необходимый уровень качества и заключается в предоставлении компанией определенных гарантий, дающих клиенту уверенность в качестве данного товара или услуги;
· повышение качества - предполагает, что уровень качества необходимо не только поддерживать, но и повышать, соответственно поднимая и уровень гарантий.
Мазур И.И., Шапиро В.Д. в учебном пособии «Управление качеством». - М., 2003, 85с., приводят принципы всеобщего управления качеством
:
· качество - неотъемлемый элемент проекта в целом (а не некая самостоятельная функция управления);
· качество - это то, что говорит потребитель, а не изготовитель;
· ответственность за качество должна быть адресной;
· для реального повышения качества нужны новые технологии;
· повысить качество можно только усилиями всех работников предприятия;
· контролировать процесс всегда эффективнее, чем результат (продукцию);
· политика в области качества должна быть частью общей политики предприятия.
Эти принципы лежат в основе наиболее популярного и методологически сильного направления в управлении качеством - Всеобщего управления качеством Total Quality Management (далее - TQM).
Основные положения концепции TQM можно выразить следующими тезисами:
. Роль руководства. Руководство должно возглавить деятельность по управлению качеством. Оно должно быть искренне привержено системе, верить в ее ценности. Стиль руководства должен быть сменен с авторитарного, административного на кооперативный, либеральный.
2. Основное внимание - клиентам. Внимание к клиентам должно проявляться не в лозунгах, а в практической, повседневной деятельности.
3. Стратегическое планирование. При этом планируется достижение не только традиционных производственно-хозяйственных целей, но и таких, которые до последнего времени рассматриваются как неосязаемые и неизмеримые, как уровень удовлетворенности потребителей, положительный деловой образ компании, престиж торговых марок и прочее.
1 2