Общие положения. Выбор оборудования
Заметим еще здесь о таком часто забываемом параметре монитора, как время послесвечения люминофора. На мониторе обычно стоит наиболее предпочтительный режим, например 1024*768@75. Обычно это означает, что люминофор подобран именно для этой частоты, и при развертке в 85 Герц все будет, скорее всего, нормально, а вот при 60 мерцание будет гораздо более заметно, чем у старого монитора, в основном на такую частоту и рассчитанного.
Время послесвечения более длительно у аналоговых и старых LCD мониторов, поэтому они плохо подходят для игр, например, где картинка часто меняется. У современных LCD мониторов несколько другой принцип передачи картинки, там это не актуально, инертность изображения делает практически неощутимым мерцание его уже при 60 Гц развертки. Небольшая инертность совсем не вредна, просто несколько неудобна. Проверить степень мерцания изображения можно просто: помахать растопыренными пальцами между экраном и глазами. В этом случае монитор играет роль стробоскопа. Чем больше заметен стробоскопический эффект - тем больше мерцание.
Гораздо легче сейчас стал и выбор видеокарты - если еще пару лет назад хорошее качество в 2D обеспечивали лишь Matrox и ATi из изделий массового рынка, то сейчас плохое качество изображения по вине адаптера встречается все реже и реже.
Итак, выбираем плоскоэкранный монитор с частотой развертки не менее 100 Гц (либо TFT панель) и хорошую видеокарту.
Небольшое отступление. Сейчас цены на видеокарты Asus серии Deluxe уже вполне доступны. В комплекте с ними идут "очки виртуальной реальности". Суть их работы проста: жидкокристаллические "стекла" поочередно затемняются, и на экран выводится синхронно изображение, сформированное для каждого глаза в отдельности. При этом создается стереоэффект, как в стереокинотеатре.
На 15-20 сантиметров верхний край активной области монитора должен быть ниже уровня глаз. А теперь надо повернуть его в вертикальной плоскости так, чтобы от верхнего и нижнего края до глаз было примерно одинаковое расстояние. Когда за спиной окно - источник бликов - иногда монитор опускают "лицом вниз", чтобы от них избавиться. Это вредно: глазам постоянно приходится наводить резкость и они быстрее устают.
Данное утверждение оказалось достаточно спорно, т.к. кто-то привык к тому, что верхний край монитора на уровне глаз, или даже выше. Здесь могу сказать, что единого подхода нет, и если сложились определенные привычки, то лучше им и следовать. Одно точно - от глаз до любой точки монитора должно быть примерно равное расстояние.
Расстояние до монитора должно быть достаточно большим. Если это 14-15", то от 50 см до метра, если 17" - от 80 см до полутора метров, и так далее. Использовать высокие разрешения и очень близко наклоняться к монитору вредно, и вот почему: при этом постоянно двигается шея, об обеспечении более-менее одинакового расстояния от глаз до монитора не идет даже речи, и, кроме того, чем ближе к монитору, тем более мощный поток электромагнитного излучения воздействует на глаза и вообще голову.
Все вышесказанное относится к мониторам с ЭЛТ трубкой. LCD монитор воспринимается как книга, и комфортное расстояние до него, как до книги при чтении - от 24 до 50 см в зависимости от остроты зрения при диагонали 15-18". При больших размерах - в зависимости от специфики работы, сейчас такие мониторы еще мало распространены. И еще - пока не доказано наличие вредных излучений от TFT панелей.
Рекомендуют обеспечить достаточное расстояние от нас до наших мониторов и не выставлять сверхвысоких разрешений. Для 15" оптимально разрешение 800*600, для 17" - 1024*768 при указанных выше расстояниях. Не слишком большое разрешение обеспечивает к тому же и более высокую частоту регенерации обычно. Вышесказанное относится к работе с текстом, при работе с изображениями иногда полезны высокие разрешения.
Достаточно большое значение имеет цветовая гамма. С точки зрения минимализации излучения оптимален интерфейс командной строки - контрастные белые буквы на черном фоне, ведь черные точки на мониторе почти ничего не излучают. Однако многих такой расклад давит психологически. С психологической точки зрения цветовые предпочтения различаются весьма сильно не только у разных людей, но и у одного и того же человека в зависимости от настроения, текущей жизненной позиции и прочего. Настолько, что даже есть специальный психологический тест, по этим предпочтениям определяющий достаточно много параметров. Общие же рекомендации простые: фоновые цвета должны быть неяркими и в приятной для Вас цветовой гамме, шрифты контрастными и достаточного размера. Стоит потратить немного времени и настроить интерфейс под себя, это ведет к повышению комфортности работы.
Итак, необходимо обеспечить себе достаточное и равномерное расстояние от глаз до любой точки монитора, комфортные настройки. Немного надо времени, чтобы привыкнуть к вышеописанным оптимальным условиям, и потом другие условия станут просто раздражать.