Понятие качество
Что же такое качество? На сегодняшний день мы имеем два опыта развития системы качества. Российский опыт и зарубежный. Российский опыт характеризует качество, как совокупность свойств продукции, которые соответствуют определенным стандартам и нормативным документам (ГОСТ, СНиП). То есть мы видим, что качество в понимании Российского потребителя, это прежде всего соответствие стандартам.
Но как создавались эти стандарты? В 1950 годах была создана система БИП (бездефектное изготовление продукции). Эта система стана началом комплексного подхода к организации работ и повышению качества продукции.
Отличием данной системы являлась полная ответственность исполнителя за качество данного продукта, строгое соблюдение технологий, полный контроль качества. Качество оценивалось ежедневно.
В 1960 годах была создана система СБТ ( система бездефектного труда).
Особенностью данной системы была количественная оценка труда всех производственных рабочих, способствовавших своим трудом улучшить качество продукции. Основным показателем качества являлся коофицент качества труда. Так же как и в системе БИП оценка качества производилась ежедневно. Данная система распространилась не только в производстве, но и в НИИ, проектных организациях.
В 1960 годах так же была создана система КАНАРПИ( качество, надежность, ресурс с первых изделий). Если в системы СБТ и БИП были направлены на контроль качества на стадии производства, то система КАНАРПИ охватывала ещё и стадии проектирования, разработки образца, эксплуатации. Благодаря введению данной системы значительно возрос уровень качества, возросла надежность продукции.
В 1980 годах сформировалась система КСУКП (комплексная система управления качеством продукции). Она была создана специалистами Госстандарта. КСУКП- совокупность мероприятий, средств, благодаря которым, на стадиях жизненного цикла, поддерживается уровень качества. При использовании КСУКП решались задачи:
создания новых видов продукции соответствующих лучшим мировым образцам;
повышение удельного веса продукции отличного качества в общем объеме;
улучшение показателей качества;
плавное увеличение качества работы исполнителей;
строгое соответствие продукции нормативным документам;
снятие или модернизация продукции второго качества.
Формирование зарубежного опыта развития системы качества значительно отличается от нашего. Качество определяет потребитель. То есть мнение покупателя стоит превыше всего. Формирование зарубежного опыта началось еще в 1905 году. Была создана система Тейлора.
Вступление России в ВТО (всемирную торговую организацию) обязует нас соответствовать зарубежным стандартам.