Основы прогнозирования развития системы образования
Роль образования в решении задач социально-экономического развития России заключается в:
· создании условий для повышения конкурентоспособности личности;
· развитии инновационной сферы;
· изменении структуры экономики в пользу наукоемких отраслей;
· формировании трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал страны;
· обеспечении социальной и профессиональной мобильности;
· формировании кадровой элиты общества, основанном на свободном развитии личности.
На социально-экономическое развитие страны влияют в первую очередь:
· развитие современной системы непрерывного образования;
· повышение качества профессионального образования;
· обеспечение доступности качественного общего образования;
· повышение инвестиционной привлекательности сферы образования.
Реализация этих направлений государственной политики в области образования позволит в 2013 - 2020 годах создать условия для повышения конкурентоспособности страны, являющегося одной из целей ее социально-экономического развития, путем решения ряда проблем, сдерживающих развитие образования, таких, как:
· несоответствие действующего законодательства целям интенсивного развития системы образования;
· чрезмерное государственное регламентирование финансово-хозяйственной деятельности и трудовых отношений в сфере образования при нехватке средств, недостаточной свободе их использования и при формальном расширении возможностей привлечения ресурсов в сферу образования;
· отсутствие требований к содержанию и качеству образования;
· несоответствие ресурсного обеспечения сферы образования задачам социально-экономического развития страны.
Организационной основой реализации государственной политики в области образования должна стать Госпрограмма развития образования в России на период с 2013 по 2020 год. Госпрограмма имеет 7 стратегических ориентиров:
· привлекательность профессии учителя
· доступность детских садов
· повышение качества школьного образования
· поддержка системы дополнительного образования
· обновление системы подготовки высококвалифицированных кадров
· повышение международной конкурентоспособности вузов
· информационная прозрачность и общественная подотчетность
Она состоит из четырех ключевых подпрограмм:
· "Развитие профессионального образования". Ее цель - увеличение вклада профессионального образования в социально-экономическую и культурную модернизацию России, обеспечение востребованности экономикой и обществом каждого обучающегося;
· "Развитие дошкольного общего образования и дополнительного образования детей" преследует цель создания в системе образования равных возможностей для современного качественного образования и позитивной социализации всех детей;
· "Развитие системы оценки качества информационной прозрачности". Подпрограмма направлена на обеспечение надежной и актуальной информацией потребителей образовательных услуг о процессах принятия решений в системе образования всех участников образовательных отношений;
· "Вовлечение молодежи в социальную практику". Ставит целью создание условий успешной социализации и эффективной самореализации молодежи.
Госпрограмма развития образования в России на 2013- 2020е годы обеспечивает продолжение модернизации российского образования.
Меры, принятые в 2007 - 2012 годах федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в рамках реализации Федеральной программы развития образования, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, других межведомственных и ведомственных программ в сфере образования, создали базу для решения отечественной системой образования следующих задач, направленных на усиление ее роли в социально-экономическом развитии страны:
· приведение содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества;
· разработка механизмов управления, адекватных задачам развития системы образования;
· создание экономических механизмов, обеспечивающих инвестиционную привлекательность образования.
Решение указанных задач достигалось путем совершенствования нормативной правовой базы, кадрового, информационного и материально-технического обеспечения сферы образования.
Управление образованием как динамической системой требует прогнозной информации о перспективах ее развития для принятия необходимых управляющих решений. От качества прогнозных оценок, их эффективного использования в процессе управления системой образования зависит качество человеческого (интеллектуального) капитала и эффективность функционирования экономики в целом. Прогнозирование для целей управления системой образования, рассматриваемое как предсказание будущих изменений, является выбором методов и подходов для наилучшего использования накопленных знаний о развитии образования в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе.