Основные направления и задачи развития образования Орловской области
По состоянию на 1 сентября 2012 года система образования Орловской области представлена 215 детскими садами, 407 учреждениями, реализующими программы общего образования, 5 детскими домами, 95 учреждениями дополнительного образования детей, 12 учреждениями начального профессионального образования, 19 учреждениями среднего профессионального образования, 7 учреждениями высшего профессионального образования и 5 филиалами вузов.
Приоритетными направлениями работы образовательной отрасли Орловщины являются обеспечение доступности и качества образования для всех социальных слоев населения в соответствии с требованиями сегодняшнего дня.
На протяжении всего периода деятельности региональная система образования зарекомендовала себя как высококвалифицированная, наукоемкая отрасль, способная качественно выполнять задачи по обучению подрастающего поколения и профессиональной подготовке кадров.
В области создана и эффективно действует многоуровневая система образования, основанная на использовании современных методик и программ.
Для удовлетворения повышенных требований обучающихся к образованию действуют лицеи, гимназии, школы с углублённым изучением предметов.
В регионе наблюдается увеличение количества обучающихся, занимающихся по программам профильной подготовки и углубленного изучения отдельных общеобразовательных предметов.
Сложившаяся практика создания базовых школ позволила значительно улучшить и модернизировать материально-техническую базу образовательных учреждений области, создать «точки» инновационного развития, обеспечить доступность качественного образования.
Стратегия развития профессионального образования региона предусматривает качественную подготовку кадров в соответствии с современным уровнем развития науки, техники и технологии, повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников на рынке труда. Результатом данной работы является практически 100 % трудоустройство выпускников в первый год после окончания учебного заведения.
В настоящее время существует ряд проблем в системе образования Орловской области, которые являются препятствием для её эффективного функционирования и успешного развития:
В настоящее время существует ряд проблем в системе образования Орловской области, которые являются препятствием для её эффективного функционирования и успешного развития:
только в 65 % общеобразовательных учреждений обеспечено выполнение основных требований, определенных в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»: Около 10 % зданий всех учебных заведений нуждаются на сегодняшний день в капитальном ремонте и реконструкции, а почти 30 % требуется серьезный текущий ремонт;
обеспеченность школьных библиотек учебной литературой составляет около 40 %. Существует острая потребность в приобретении учебников, соответствующих ФГОС, и учебно-методических комплексов по новым образовательным курсам и предметам;
качество предлагаемых детям учреждениями дополнительного образования услуг является недостаточным по причине слабой материально-технической базы;
дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях, а также общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов;
недостаточная связь учреждений профессионального образования с представителями развивающегося рынка труда, несоответствие содержания профессионального образования задачам обеспечения конкурентоспособности подготавливаемых кадров;