Основы индикативного планирования развития системы образования
Системе образования отводится важная роль в легитимизации институтов общества. Как формальные, так и неформальные институты в виде норм поведения и этических кодексов внедряются в сознание и рационализируются через систему образования. Образование может являться активным агентом изменений существующих институтов. Например, потребность в знаниях ведет к развитию системы образования, росту университетов со своими собственными целями, интересами и способностью оказывать влияние на общество, в частности, на государственное управление. В свою очередь, это может вести к изменению взглядов и ценностей политиков и избирателей и тем самым стимулировать изменения в политических и экономических правилах общества.
Таким образом, социально-экономическая политика государства и система образования являются как автономными, так и взаимозависимыми паттернами, актуализируя управление человеческими ресурсами, рассматриваемое фактором интеграции. Важнейшей особенностью управления образованием в современных условиях является то, что проблемы образования должны решаться не только на уровне собственно образовательной системы. Решение этих проблем выступает компонентом общегосударственной политики. Инструментом государственного регулирования функционирования и развития образовательной системы является индикативное управление.
Применительно в мировой практике регулирования экономического развития принято считать, что основы индикативного планирования заложил немецкий ученый К. Ландауэр, эмигрировавший в США и опубликовавший там в 1944 г. обширный трактат «Теория национального экономического планирования». Согласно его концепции правительство воздействует на экономическое развитие посредством координации и обеспечения информацией, опираясь на возможность планирования и экономического регулирования. Производит корректирующие действия, устраняет возникающие деформации и периодически возвращает рыночные отношения в режим совершенной конкуренции, экономику - в состояние динамической сбалансированности, потребление наименее защищенных слоев населения на уровень общественно признанного прожиточного минимума.
Отдельные элементы перспективного планирования применяли еще с конца XIX века, а в середине тридцатых годов прошлого века были созданы органы, отвечавшие за планирование индустриального развития страны. В Европе лидером индикативного планирования можно считать Францию, которая применила опыт индикативного планирования в середине сороковых годов практически сразу после окончания второй мировой войны. Индикативные планы позволяли быстро мобилизовать целевые финансовые ресурсы и осуществить меры государственной поддержки производителей. Именно индикативное планирование выступило противовесом свободному и стихийному формированию рыночных отношений и помогло достичь высокого уровня конкурентоспособности.
Индикативное управление в общем виде рассматривается как метод регулирования экономики, в основе которого находится совокупность выработанных в результате прогнозирования взаимоувязанных и сбалансированных целей управления, критериев оценки эффективности управления, механизмов взаимодействия с другими методами регулирования: маркетингом, мониторингом, концепцией экономического роста и др.
1 2