Краткая историческая справка развития персонала в МДОУ «Детский сад комбинированного вида №18 «Сказка» города Зеленогорска
В 2002 году детский сад был передан в муниципальную собственность, что послужило началом значительных изменений в составе педагогов, так как в 2003 году большая часть опытных педагогов сменила место работы, в связи с существенными изменениями оплаты труда. Перед руководством образовательного учреждения остро встала проблема сохранения качества образовательных услуг в условиях кадрового дефицита и неопытности вновь принятого педагогического персонала. Это послужило толчком к изменению методов управления педагогическим коллективом.
Становление нового коллектива, как известно, - процесс долгий и мучительный. Лишь к 2007 году в нашем ДОУ сформировался работоспособный сплоченный коллектив единомышленников, появились новые традиции, свое неповторимое лицо.
Первой возникла проблема профессионального отбора, для ее решения были разработаны основные характеристики педагога, работающего с детьми дошкольного и раннего возраста. В соответствии с этими критериями были подобраны диагностические материалы, разработаны карты мониторинга профессионального роста педагога и должностные инструкции. Это позволило на первом этапе (прием на работу) отсеять значительное количество «случайных» людей и оценить уровень профессиональной компетентности вновь принятых педагогов.
Процесс отбора начинался с предварительной отборочной беседы. Цель ее - первичное знакомство с претендентом: выяснение его образования, оценка внешнего вида и определяющих личных качеств. На основе предварительной беседы происходил "отсев" явно неподходящих кандидатов.
По результатам собеседования на кандидатов, прошедших отбор, заполнялись карты профессионального мастерства (Приложение №1), которые позволяли впоследствии отследить уровень профессионального роста педагога.
На основе данных карты составлялись программы психолого-педагогического сопровождения профессионального роста вновь принятого педагога.
Формирование благоприятного климата и хороших отношений в каждом трудовом коллективе тесно связано с процессом адаптации новых кадров, особенно молодых. В социально-психологическом аспекте под адаптацией понимается благополучное вживание нового работника в коллектив, то есть достижение такого состояния, когда он по собственной оценке становится полноправным членом коллектива. Процесс адаптации проходит ряд этапов, каждому из которых характерен свой срок протекания (таблица 2).
Таблица 2
Процесс социально-психологической адаптации педагога
№ этапа |
Содержание этапа |
Средний срок адаптации |
1 |
Педагог принят и познакомлен с коллективом. Он начинает расширять круг своих знакомых. |
25 дней |
2 |
Педагог каждый свой приход на работу воспринимает положительно. Конфликтов с коллегами и руководителями не имеет. |
5,5 месяца |
3 |
Педагог начинает хорошо улавливать настроение коллектива, выступает на собраниях, отстаивает свои предложения и свое мнение. |
2,9 года |
4 |
С мнением коллеги стали считаться. Его работа оценивается высоко. Педагог считает себя полноценным членом коллектива. |
3,5 года |