Анализ конкурентов
В настоящее время на рынке Петербурга функционирует более 1000 туристских предприятий (туроператоров и турагентов). Далеко не все из них предлагают услуги по организации эксклюзивного отдыха. Тем более, еще меньшее число компаний предлагают эксклюзивные туры экологической направленности. В качестве основных конкурентов будут рассмотрены туристические агентства, расположенные в территориальной близости от ООО «Роксана».
Исходя из результатов проведенного анализа, ближайшими конкурентами компании будут являться:
- Морин-Тур.
- Нева.
- Интурист Магазин путешествий.
- Горячие туры.
- Юна.
- Ист-Трэвэл.
Таблица 7. Сведения о конкурентах
Название фирмы |
Положение на рынке |
Объем продаж в год, путевок |
Предоставляемые услуги |
Морин-Тур |
стабильное |
700 - 800 |
Эксклюзивный отдых в экзотических странах, автобусные туры, пляжные туры |
Нева |
стабильное |
750 - 880 |
Туры от туроператора Нева |
Горячие туры |
уязвимое |
500 |
Горящие туры |
Интурист Магазин путешествий |
стабильное |
700 - 850 |
Все виды туров |
Юна |
уязвимое |
420 |
Пляжные туры |
Ист-Трэвэл |
уязвимое |
440 |
Экскурсионные и пляжные туры |
Ранжирование, проведенное по следующим показателям - финансовое положение, объём реализации услуг и спектр, предоставляемых услуг - показало, что непосредственными конкурентами компании «Роксана», выступают:
- Морин-Тур.
- Нева.
- Интурист Магазин путешествий.
Эти компании являются уполномоченными агентствами туроператоров «Нева» и «Ривьера». Поскольку проектируемое агентство будет предлагать продукцию не только этих туроператоров, предлагаемый ассортимент туров будет значительно шире, что, несомненно, привлечет потенциальных клиентов.
Конкурентный анализ данных предприятий проводится на основе метода экспертных оценок.
Метод экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов. При выполнении своей роли в процессе управления эксперты производят две основные функции: формируют параметры сравнения, измеряют фирмы по выбранным параметрам. Формирование параметров осуществляется экспертами на основе логического мышления и интуиции. При этом большую роль играют знания и опыт эксперта.
Для оценки фирм по выбранным параметрам используется 5-ти бальная шкала. Компании, характеризуемые по параметрам «отлично» получают 5 баллов, «хорошо» -4, «нормально» - 3, «плохо» - 2, «очень плохо» - 1.
Таблица 8. Контрольная таблица оценки конкурентоспособности методом экспертных оценок
Показатели |
Морин-Тур |
Нева |
Горячие туры |
Интурист |
Юна |
Ист-Трэвэл |
Факторы внутренней средыинансы: | ||||||
Доходность капитала |
4 |
4 |
3 |
4 |
2 |
2 |
Финансовая стабильность |
4 |
4 |
3 |
4 |
2 |
2 |
Стоимость капитала |
2 |
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Маркетинг: | ||||||
Известность на рынке |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
Доля рынка |
3 |
3 |
2 |
3 |
1 |
1 |
Качество |
4 |
4 |
3 |
5 |
3 |
3 |
Обслуживание |
4 |
5 |
3 |
4 |
3 |
3 |
Реклама |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
Эффективность продаж |
4 |
5 |
3 |
4 |
3 |
3 |
Организация: | ||||||
Квалификация руководства |
4 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
Инициативность руководства |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
Оперативность принятия решений |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Реакция на изменение рыночной ситуации |
4 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
Факторы прямого воздействия |
Факторы внешней среды | |||||
Покупатели: | ||||||
Угроза неплатежа со стороны покупателя |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
Угроза потери покупателя |
4 |
4 |
3 |
4 |
3 |
3 |
Важность появления нового покупателя |
4 |
4 |
3 |
4 |
2 |
2 |
Факторы косвенного воздействия | ||||||
Уровень научно-технического развития экономики |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
Уровень научно-технического развития отрасли |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Уровни социально-экономического развития |
3 |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 2