Численность экскурсоводов и водителей
Это самая простая группа работников для расчета - она складывается из расписания тех экскурсий, что уже есть в графике и тех, что планируется ввести. Так что можно сказать, что численность этих кадров определяется спросом на экскурсии.
Нет смысла четко определять число работающих экскурсоводов, надо завести общую базу для всех специалистов в городе (имеющих нужную специализацию), выбрать из них необходимое число и поддерживать их в штате организации. Если возникает необходимость оформления по трудовой книжке, тогда официально оформляется число экскурсоводов, минимально необходимое для осуществления экскурсий (по не сезону).
Как правило, найти экскурсовода для проведения обычных плановых экскурсий не составляет труда, сложности появляются только при проведении необычных, специализированных поездок. Поэтому при определении численности экскурсоводческого персонала важно оценивать универсальность их знаний и возможность использования для разносторонних экскурсий. При формировании коллектива, работающего в одну смену, нужно иметь хотя бы двух-трех специалистов широкого профиля, а не узкого.
С числом автобусов дело обстоит сложнее, договоренности такого плана требуют значительной проработки и действуют продолжительное время. Поэтому в штате обязательно надо иметь постоянное количество автобусов для выполнения базового количества экскурсий (по не сезону) + дополнительно две машины для подстраховки. Во время сезона брать в штат дополнительные машины для выполнения экскурсий буднего дня и на выходные брать на заказ чужие машины. (Таким образом, численность водителей, например в будний сезонный день достигала одиннадцати и столько же экскурсоводов, хотя могло быть и больше).
Надо сказать, что так легко разбираться с численностью исполнителей могли только мы, поскольку обладали самой большой наработанной базой таких специалистов и поддерживали со всеми дружеские плодотворные отношения. В противном случае нам тоже бы, как и другим, пришлось заключать договора на максимально возможное количество транспорта и экскурсоводов и затем терять в прибыли из-за уплаты неустойки за их неотработанные часы.