Особенности влияния индивидуально-типологических особенностей человека на групповую профессиональную деятельность
Сплоченность как групповое социально-психологическое явление отражает качественную сторону взаимодействия членов группы (коллектива) и проявляется в единстве их помыслов, действий и поведения во всех сферах деятельности.
Сплоченность представляет собой совокупность ценностно-мотивационной консолидации, профессионального единства, психологической совместности психологической устойчивости.
Для работы в коллективе типы темперамента имеют важное значение. Так, оказалось, что в постоянно общающихся парах встречаются преимущественно следующие сочетания: холерик с флегматиком, сангвиник с меланхоликом. Несовместимыми считаются: холерический и меланхолический, сангвинистический и флегматический типы темпераментов. Частично совместимы: холерик с сангвиником, флегматик с меланхоликом (Григорович И.Г., 1985; Катулин Н.А., 1987).
При встрече двух одинаковых темпераментов характерен широкий разброс показателя совместимости. Легче всего уживаются два сангвиника, так как представители этих темпераментов не зацикливаются на разногласиях. На втором месте по уживчивости - терпеливые флегматики, на третьем - чувствительные меланхолики, и труднее всего совмещаются холерики, потому что они активны и плохо управляют своими эмоциями (Григорович И.Г., 1985).
В процессе общения формируется и проявляется совместимость (несовместимость) членов группы, которая в значительной степени определяет структуру межличностных отношений. Характер же этих отношений выражается в чувствах симпатии, как стремления к общению друг с другом, и в чувствах антипатии (стремление избежать общения), которые лежат в основе внешних признаков совместимости. Именно в этом смысле мы рассматриваем межличностные отношения как форму проявления и критерий оценки совместимости. Диапазон же возможной совместимости человека с кругом других людей, по мнению Обозова Н.Н. (1990), определяется комплексом качеств личности. Причём, межличностные отношения детерминированы не отдельными характерологическими особенностями, а их симптомокомплексом, определенной структурой свойств личности.
Важным вопросом является вопрос о факторах, повышающих эффективность работы группы. Так гетерогенные группы работают лучше, чем гомогенные, в особенности при решении задач творческого типа.
Разнородность по эмоциональным качествам, склонности к риску, характерологическим особенностям положительно влияет на работоспособность группы, а разнородность по чертам межличностного поведения, взаимной подозрительности и враждебности - отрицательно.
Сравнивая срабатываемость группы и межличностные отношения Н.В. Голубева и Е.С. Кузьмин (1966) пришли к выводу, что близкие эмоционально-межличностные контакты способствуют повышению производительности труда, улучшению групповой дисциплины и отношения к работе.
Н.В. Валентинова (1965) обнаружила, что бригады рабочих, имеющие более высокие производительные показатели, обладают вместе с тем и более благоприятным эмоционально-психологическим климатом в сфере межличностных отношений.
Объединение в коллективы по мнению В.М. Бехтерева (1994) происходит в одних случаях благодаря сходству индивидов в отношении настроения, характеров, убеждений, устремлений, в других случаях - благодаря объединению несходных, но взаимодополняющих друг друга индивидов, образующих благодаря этому нечто целое.
Одной из важных характеристик индивида, влияющих на межличностные отношения, является направленность субъекта на внешний или внутренний мир (экстроверсия-интроверсия).
Таким образом, индивидуальные качества человека, с учетом его возможной срабатываемости в коллективе могут быть одновременно и профессионально важными психологическими качествами, позволяющими успешно выполнять как собственно профессиональную деятельность, так и взаимодействие в коллективе.
Заключение
Проанализировав различные аспекты индивидуально типологических особенностей человека и его профессионально-важных качеств, можно отметить следующее.
Среди индивидуальных качеств человека есть такие, которые принято называть профессионально важными. Они образуют систему, в которой принято выделять пять основных слагаемых:
. Гражданские качества - моральный облик человека как члена общества,
. Отношение к труду, профессии, интересы и склонности,
. Дееспособность, включая интеллектуальные способности, гибкость психики, самоконтроль, инициативность, а также физические - состояние здоровья, сила, выносливость и т.д.,
. Единичные, частные, специальные способности.
. Навыки, привычки, знания, опыт
Определяющими для успешности профессиональной деятельности в данной системе является комплекс общих индивидуально-психофизиологических качеств (темперамента), который действует по принципу достижения наиболее тонкого, четкого и своевременного приспособления организма к среде за счет компенсации какого-либо одного свойства темперамента другим, что в свою очередь определяет индивидуальный стиль деятельности (устойчивой системы способов выполнения того или иного вида деятельности), а также особенности взаимодействия индивида в рабочем коллективе.