Профессиональное обучение работников на предприятии. Коучинг, наставничество и др.
Профессиональное обучение работников необходимо в каждой компании независимо от сферы ее деятельности и формы собственности. Причем эффективное повышение квалификации сотрудников невозможно обеспечить формально, вводя приказом "сверху" стандартные, обязательные мероприятия. Определение потребностей в обучении, постоянное точечное обучение работников, организация взаимодействия с эйчарами и внутренними тренерами - обязанности каждого линейного менеджера.
Профессиональное обучение
- это процесс целенаправленного формирования у сотрудников специальных знаний, развитие требуемых навыков и умений, которые позволяют повышать производительность труда, максимально качественно выполнять функциональные обязанности, осваивать новые виды деятельности. Выбираемые направления обучения персонала в первую очередь должны соответствовать стратегическим и операционным целям компании. Программы обучения нужно составлять на основе изучения качества персонала и с учетом задач как перспективного развития компании в целом, так и отдельных структурных ее подразделений.
Профессиональное обучение персонала необходимо в различных ситуациях:
· при приеме на работу новых сотрудников ("курс молодого бойца");
· при переводе работников на другие должности;
· при зачислении сотрудников в кадровый резерв;
· при внедрении в компании нового оборудования, новых технологий;
· в целях повышения конкурентоспособности компании;
· для повышения производительности труда работников;
· для освоения сотрудниками новых направлений деятельности.
При организации эффективного профессионального обучения персонала необходимо последовательно реализовать ряд задач:
· выявить потребности в обучении;
· выбрать соответствующие методы;
· провести обучение;
· оценить его эффективность.
Выявление потребностей в обучении
Очень важно понять, какое именно обучение необходимо вашим сотрудникам в данный момент. Чтобы определить потребности в обучении и грамотно его спланировать, используются такие технологии, как анализ задач
(tsk nlysis) и анализ исполнения(performnce nlysis).
Проанализировать задачи, стоящие перед сотрудником, необходимо для того, чтобы определить требуемый уровень развития профессиональных компетенций и качества исполнения, то есть понять, как "должно быть". При анализе задач изучаются профиль должности, должностные инструкции и документы по планированию работы в подразделении.
Анализ исполнения помогает определить реальное состояние дел, в том числе выявить недостатки, то есть понять, как "это происходит на самом деле". При анализе деятельности могут быть использованы следующие методы: наблюдение, беседа с сотрудником, профессиональное и психологическое тестирование, анкетирование; проведение фокус-групп; оценка профессиональной деятельности или аттестация.
При проведении анализа исполнения необходимо получить ответы на такие вопросы:
· Сталкивается ли сотрудник с проблемами при выполнении своей работы?
· Что свидетельствует о существовании проблем?
· С чем связано возникновение проблем, как сотрудник к ним относится?
· Что должен сделать работник (группа сотрудников) для решения проблем?
· Какие альтернативы решения проблем существуют?
· Насколько эффективны имеющиеся способы решения проблем, можно ли их оптимизировать?
· Сможет ли работник это сделать?
· Поможет ли обучение сотрудника в решении проблемы?
Проведенные анализ задач и анализ исполнения позволяют увидеть разницу между требующимся и существующим уровнями развития профессиональных компетенций. Это дает возможность "адресно" определить потребность в обучении.