Изменения в содержании деятельности библиотек вузов в условиях информационного общества
Информатизация образования и науки является частью глобального процесса. Информационные и коммуникационные технологии признаны во всем мире ключевыми технологиями XXI в., которые на ближайшие десятилетия будут являться залогом экономического роста государства и основным двигателем научно-технического прогресса.
Концепция информационного общества в ряде высокоразвитых стран мира имеет статус государственной политики. Многие развитые страны принимают свои специальные программы с типичным названием «Вхождение в информационное общество».
Процесс информатизации происходит неравномерно в различных странах, характеризуется разными темпами. Первыми на этот путь встали в конце 50-х начале 60-х гг. XX в. США, Япония и страны Западной Европы. В этих государствах, начиная с 60 - 70-х гг., проводится политика повсеместной информатизации всех сфер деятельности человека. Были разработаны и приняты на государственном уровне программы информатизации с целью наиболее полного использования информационного ресурса для ускорения экономического, социального и культурного развития общества. Предполагается, что США завершат переход к информационному обществу к 2020 г., Япония и основные страны Западной Европы - к 2030 - 2040 гг. В последние годы там развернуты соответствующие общенациональные программы, поддерживаемые огромными государственными субсидиями.
В настоящее время объем расходов США на информатизацию (создание, производство, монтаж, использование ЭВМ, информационных сетей и систем разного уровня, баз данных и т. д.) достиг нескольких сот миллиардов долларов в год и превышает объем военных расходов.
В нашей стране осознание идей информатизации на государственном уровне относится к концу 80-х гг. В СССР в 1989 г. была разработана Концепция информатизации общества. По предварительным оценкам информатизация в России завершится к 2050 г. при условии стабилизации экономической и политической обстановки в стране [12].
Разрабатываются важные программные документы и на межгосударственном уровне. Так, Европейское сообщество с 1994 г. считает задачу построения информационного общества в числе наиболее приоритетных. Для этого реализуется специально разработанный проект «Электронная Европа», который определил стратегию движения Европы к информационному обществу. Наряду с другими направлениями, в этот проект входит и план действий в области образования.
Окинавская Хартия глобального информационного общества.
Движение человеческой цивилизации к информационному обществу фиксирует Окинавская хартия глобального информационного общества, которая подписана руководителями семи ведущих стран мира и президентом России В.В. Путиным в августе 2000 г.
В документе говорится, что «Хартия является прежде всего призывом ко всем как в государственном, так и в частном секторах, ликвидировать международный разрыв в области информации знаний. Солидная основа политики и действий в сфере ИКТ может изменить методы нашего взаимодействия по продвижению социального и экономического прогресса во всем мире. Эффективное партнерство среди участников, включая совместное политическое сотрудничество, также является ключевым элементом рационального развития информационного общества» [47].
Подписание этого документа закрепляет провозглашение Россией курса на вхождение в информационное общество, модернизацию системы государственного управления и экономики, социальных институтов на базе использования современных информационно коммуникационных технологий.