Требования к библиотечно-информационному обеспечению образовательной деятельности в вузе
Библиотека играет важную роль в обеспечении учебного процесса. Согласно требованиям, предъявляемым при аккредитации и лицензировании вуза, для каждой дисциплины и специальности необходимо предоставить актуальные сведения об обеспечении того или иного субъекта основной и дополнительной литературой из фонда библиотеки вуза то есть представить коэффициенты книгообеспеченности групп, дисциплин, кафедр, специальностей. Причем для этих показателей жестко определены граничные значения [44].
Для каждой дисциплины, для которой рекомендуется та или иная литература, должен быть определен блок. Для каждого блока дисциплины, согласно его тематической направленности, определена нижняя граница новизны литературы, например, для дисциплин, принадлежащих к блоку общеобразовательных, рекомендуемая литература не должна быть старее, чем издания десятилетней давности, а для специальных дисциплин в качестве рекомендованных не могут выступать издания старше, чем пять лет с текущего года.
Одной из важнейших задач библиотеки вуза является управление фондом, согласно указанным требованиям. В систему управления библиотечным фондом входит планирование закупок, учет поступлений и анализ востребованности купленных экземпляров литературы, обеспечивающих учебный процесс.
Платформой для принятия решений ответственным за комплектование фондов лицом о покупке определенных наименований учебной литературы в определенном количестве, наряду с заказами кафедр, служат коэффициенты книгообеспеченности для отдельных дисциплин и блоков дисциплин. Книгообеспеченность как понятие -- это определение числа экземпляров книг, отобранных по разным критериям, в расчете на одного студента, по направлениям и специальностям, по циклам дисциплин, по конкретным дисциплинам, по видам и формам обучения, по уровню компонента (федеральный, региональный), по видам учебной литературы и т.д. НИИ высшего образования в качестве основного предлагает показатель книгообеспеченности конкретной дисциплины и определяет его как частное от деления количества экземпляров учебной литературы, имеющейся в библиотеке по данной дисциплине, на число студентов, ее изучающих [4].
Значения коэффициентов книгообеспеченности по типам для дополнительной литературы по специальностям, а также сведения об обеспеченности обучающихся учебной и учебно-методической литературой из фонда вуза по циклам дисциплин, с учетом степени новизны и качеством содержания литературы предоставляются в Министерство образования Российской Федерации к лицензионной экспертизе при проведении комплексной оценки деятельности высшего учебного заведения [45].
Коэффициенты книгообеспеченности важны как для анализа фактического состояния фонда, так и как показатель деятельности высших учебных заведений. Однако общей рекомендованной Министерством образования РФ методики расчета коэффициентов книгообеспеченности нет, а используемые на практике методики имеют ряд отличий.
Исторически существует две точки зрения относительно того, что представляет собой коэффициент книгообеспеченности [22]. Согласно первой из них, коэффициент книгообеспеченности это количество экземпляров учебной литературы, приходящееся на одного студента. При этом во внимание принимается количественный аспект: чем выше экземплярность учебной литературы, тем более высокий показатель книгообеспеченности имеет библиотека. При таком подходе значение коэффициента книгообеспеченности, например, для дисциплины, рассчитывается по формуле:
(1)
где ККОд - коэффициент книгообеспеченности дисциплины;
n - количество наименований в списке основной рекомендуемой литературы по дисциплине, шт;
U - соответствующие количества экземпляров из списка основной литера-туры, рекомендованной для дисциплины, шт.;
S - количество студентов, изучающих дисциплину, чел.
Получаемый при расчетах результат может принимать значения в интервале (0; >1). Однако, получаемые значения не являются показательными ни для анализа фонда самой библиотекой, ни для контроля обеспеченности литературой учебного процесса по читаемым дисциплинам кафедрами.