Некоторые аспекты информационно-образовательной среды библиотеки Сибирской академии финансов и банковского дела
Информационно-культурологическая роль в корпоративности информа-ционно - образовательной среды вуза.
Вектором развития библиотеки может стать корпоративность академии и внедрение новых информационных технологий.
Корпоративная информационно - образовательная среда (КИОС) вуза - это высокотехнологичная корпоративная среда со сложной многоуровневой структурой, в которой библиотека выполняет информационно-культурологическую роль. Являясь компонентом данной среды, библиотека обеспечивает корпоративное взаимодействие пользователей, а также содержательное наполнение среды. В конечном итоге это способствует успешному позиционированию вуза на рынке образовательных услуг, восприятию внешним окружением его корпоративной идентичности.
Важнейшей подсистемой КИОС академии - должна стать АБИС ИРБИС, взаимодействующая с другими подсистемами. В АБИС используется информация целого ряда подсистем, доступная в КИОС, например: информация деканатов о студентах (для создания базы данных «Читатели»); информация учебного отдела - административный учебный план; рабочие программы преподавателей, хранящиеся в сетевых кафедральных папках (в случае расширения МИНИ ИРБИС 32 АРМом «Книгообеспеченность).
В свою очередь, АБИС открыта для пользователей и обеспечивает доступ к электронным каталогам, информации по книгообеспеченности дисциплин, БД корпоративного характера (например, БД «Труды сотрудников вуза»).
Несмотря на то, что бытует взгляд на КИОС как техническую систему, ей присущ и культурологический аспект: она включает в себя не только некий специализированный программный комплекс, но и создает условия для совместной деятельности членов организации, формируя нормы корпоративного поведения, основанные на корпоративной этике и закрепленные в соответствующих документах.
Фонд библиотеки отражает корпоративную образовательную специфику вуза. Формирование фонда должно соответствовать решению задач управленческих, организационных, учебных и задач обслуживающих подразделений. В то же время фонд отражает организационные изменения в вузе (появление новых кафедр и, соответственно, новых курсов), т.е. является «носителем» истории вуза.
Важная составляющая фонда библиотеки - учебно - методические комплексы (УМК), созданные преподавателями вуза. УМК поддерживают корпоративный образовательный стандарт вуза и являются, с одной стороны, важным корпо-ративным компонентом ИОС вуза, а с другой - важной составляющей учебного фонда библиотеки.
Задача библиотеки - упорядочение массива УМК путем систематизации и каталогизации, а также содействие его оптимальному использованию студентами, что предполагает организацию доступа к УМК как на библиографическом уровне, так и непосредственно к электронным текстам. Этому могут способствовать такие инструменты библиотеки, как электронный каталог, электронное групповое информирование, традиционные книжные выставки и презентации на сайте библиотеки. В образовательной среде и в обществе в целом УМК выступает как «товар» вуза, способный заинтересовать потребителей предлагаемыми образовательными программами, образовательным стандартом, отличными от предлагаемых на рынке образовательных услуг другими высшими учебными заведениями [54].
Таким образом, фонд библиотеки является «носителем» корпоративности вуза: отражает его корпоративную образовательную специфику на уровне корпоративного образовательного стандарта и в то же время - организационные изменения.
Библиотечно-информационная деятельность и управление знаниями.
Управление знаниями становится важным направлением в деятельности библиотеки. АРМ «Книгообеспеченность» не только предоставляет сведения об обеспеченности учебного процесса, но и указывает на междисциплинарные связи административного учебного плана.
Под управлением знаниями как функцией и видом управленческой деятельности подразумевается «практика придания дополнительной ценности имеющейся информации путем выявления, отбора, синтеза, обобщения, хранения и распространения знаний; придание знаниям потребительского характера таким образом, чтобы они представляли собой необходимую и доступную для пользователя информацию; создание интерактивного обучающего окружения, где люди постоянно обмениваются информацией и используют все условия для усвоения новых знаний» [33]. Все перечисленные виды деятельности являются основными в библиотечном и библиографическом обслуживании. Для сбора корпоративной информации библиотека взаимодействует с кафедрами.