Спираль качества, эволюция взглядов на управление качеством
Джозеф М.Джуран (Joseph М. Juran, род. в 1904 г.) - не менее знаменитый, чем Э. Деминг, американский специалист в области качества, академик Международной академии качества (МАК). В 1951 г. в США вышла его книга «Справочник по управлению качеством» (Handbook for Quality Control), от которой ведет свое начало понятие «управление качеством»; в 1963 г. вышло второе, значительно расширенное издание «Справочника». В 1964 г. была издана известная книга Джурана «Революция в управлении предприятием». Дж. Джуран первым обосновал переход от контроля качества к управлению качеством. Им разработана знаменитая «спираль качества» (спираль Джурана) - вневременная пространственная модель, определившая основные стадии непрерывно развивающихся работ по управлению качеством (рисунок 1) и послужившая прообразом многих появившихся позже моделей.
Дж. Джуран является автором концепции AQI (Annual Quality Improvement) - концепции ежегодного улучшения качества.
Эволюция систем качества. Их особенности. 1)
Системы, основанные на контроле продукта.
Главная задача контролера: не допустить попадания к потребителю недоброкачественной продукции. В рамках этой системы ставка сделана на обязательное выявление дефекта, определение причин этого дефекта и наказание виновных. Ставка: на неизбежность наказания. Вся система выстроена на страхе. Работник находится под перспективой, что будет наказан. Система действенна. Проблема: в принципе не может эффективно работать и работать долго. Система экономически не эффективна (чем лучше система качества - тем больше недостатков. Может привести к застою продукции). 2)
Системы, основанные на контроле процесса.
Проводится тщательная разработка всех действий, алгоритма. Продумывается и разрабатываются должностные инструкции. Человек изучает ее и действует по инструкции. Положительное: различные дефекты могут быть выявлены на ранней стадии разработки. А в целом система похожа на первую. Наказание за отклонение от алгоритма. Система экономически неэффективна. Усиление контроля - больше издержек. Чем лучше работает система, чем хуже работает фирма. Подобная система в армии. 3)
Система, построенная на менеджменте качества.
Такие системы появились примерно в 50-е года, на конкурентных заводах Японии и России. Это системы, где полностью исключено наказание. В этих системах ставка - на развитие активности предприятий в их борьбе за качество. «Система управления снизу», система поощрений, за предложение по предотвращению или выявлению дефектов. Впервые достигнуто снятие психологической проблемы. Руководство и исполнители начали решать совместно. Работник наказывается только за дисциплину, а не за ошибки в трудовой деятельности. Система экономически выгодна (чем лучше работает система, тем лучше и фирма). Япония - лучший показатель этой системы. 4)
Система моделирования качества.
Интенсивное развитие информационных технологий 80-90-е года. На этапе проектирования выявляются ошибки, не затрачивая ресурсы. Положительное: экономится гигантское количество ресурсов. Все технологии выстраиваются на основе разрабатываемой технологической модели, а затем осуществляется проверка. Сокращается срок продукта к запуску. Ограничение: для достаточно сложных продуктов требуется мощная компьютеризация, программное обеспечение- дорогостоящее и сложное. Окупается эта система только на очень крупных предприятиях. 5)
1 2