Стандартизация как метод управления качеством
В современных условиях управления качеством во многом базируется на стандартизации. Стандартизация представляет собой нормативный способ управления, т.е. ее воздействия на объект, осуществляется путем установления норм и правил.
Основными документами являются: стандарты и технические условия.
Данные документы определяют порядок и методы повышения качества продукции на всех этапах жизненного цикла.
В стандартах регламентируют: 1) требования к продукции, 2) требования к работе или процессу, 3)на методы контроля, 4) на услуги.
Эти стандарты включают в себя следующие положения: 1) требования к качеству продукции и услуг, 2) требования совместимости и взаимозаменяемости продукции, 3) методы контроля качества, 4) потребительские и эксплуатационные свойства продукции, 5) требования к упаковке, маркировке, транспортировке, хранению и утилизации, 6)положения обеспечения технического единства при разработке документации.
Наиболее важным элементом в управлении качеством, с точки зрения стандартизации, является государственный контроль и надзор за соблюдением требований стандартов. Термины контроль и надзор приняты для обозначения идентичных понятий, но различны по применению. Надзор осуществляется над объектами, которые не подчиняются органам, проводящие этот надзор и поэтому носит административный характер. Контроль имеет специальные территориальные органы.