Современная система взглядов на управление за рубежом
Новая парадигма потребовала пересмотра принципов управления, так как старые перестают «работать» в условиях предпринимательских структур. В 90-е годы главное внимание в принципах обращается на человеческий или социальный аспект управления: менеджмент направлен на человека, на то, чтобы делать людей способными к совместным действиям, делать их усилия более эффективными; менеджмент неотделим от культуры, основан на честности и доверии к людям; менеджмент формирует коммуникации между людьми и определяет индивидуальный вклад каждого работающего в общий результат; этика в бизнесе объявляется золотым правилом менеджмента.
Принципы управления (90-е годы XX в.)
. Лояльность к работающим
. Ответственность как обязательное условие успешного менеджмента
. Коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали
. Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих
. Обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах
. Своевременная реакция на изменения в окружающей среде
. Методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой
. Непосредственное участие менеджеров в работе групп на всех этапах как условие согласованной работы
. Умение слушать всех, с кем сталкивается в своей работе менеджер: покупателей, поставщиков, исполнителей, руководителей и т. п.
. Этика бизнеса
. Честность и доверие к людям
. Опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал
. Видение организации, т. е. четкое представление о том, какой она должна быть
. Качество личной работы и ее постоянное совершенствование
Новая система взглядов на управление известна в литературе как «тихая управленческая революция», и это не случайно. Ведь ее основные положения могут применяться, не приводя к немедленной ломке и разрушению сложившихся структур, систем и методов менеджмента, а как бы дополняя их, постепенно приспосабливая к новым условиям. Так, все большее использование получают системы управления на основе предвидения изменений и на основе гибких, экстренных решений, Они характеризуются как предпринимательские, так как учитывают непривычность и неожиданность будущего развития. Организации все чаще обращаются к методам стратегического планирования и управления, рассматривая внезапные и резкие изменения во внешней среде, в технологиях, в конкуренции и рынках как реальность современной экономической жизни, требующей новых приемов менеджмента. Соответственно меняются и структуры управления, в которых предпочтение отдается децентрализации; организационные механизмы больше приспосабливаются к выявлению новых проблем и выработке новых решений, чем к контролю уже принятых. Маневр в распределении ресурсов ценится выше, чем пунктуальность в их расходовании.
1 2