Анализ основных теоретических подходов библиотечной конфликтологии
В любое время и в любом обществе библиотека выполняла миссию культурно-просветительского, духовного центра. Очевидно, для того, чтобы быть эффективной, нужной и востребованной в современном быстро меняющемся информационном обществе, библиотеке также необходимо меняться, оглядываясь на другие сферы общественной жизни. Роль библиотеки в культурном пространстве села, города, страны определяется тем, как организована работа внутри библиотеки, как отлажена обратная связь с читателями, доступна ли читателю нужная литература и многим другим. От успешного выполнения этих условий зависит, будет ли библиотека эффективно выполнять свои культурные и просветительские функции, вносить вклад в формирование культурного капитала региона.
С 1990-х гг. и до настоящего времени данные направления привлекают пристальное внимание исследователей: переводятся работы зарубежных теоретиков, создаются научные статьи и монографии, разрабатываются учебные программы, проводятся посвященные им конференции и семинары. Несмотря на относительно небольшой срок своего существования в российской библиотечной теории и практике, мы можем говорить о накопленном опыте изучения различных вопросов менеджмента и маркетинга библиотечно-информационной деятельности.
Термин «библиотечный менеджмент» употребляется для обозначения как особой сферы библиотечной деятельности, так и научной дисциплины, ставящей задачу изучения этой сферы и выработки практических рекомендаций по ее совершенствованию. Как научная дисциплина менеджмент представлен совокупностью эмпирических знаний и широким спектром концепций, раскрывающих и моделирующих различные аспекты управленческой деятельности. Библиотечный менеджмент как практическая деятельность направлен на создание, обеспечение, функционирование и развитие библиотеки.
Уже в конце 1980-х гг. многие отечественные библиотековеды отмечали наличие кризисных факторов в области библиотечного дела. Ведущие принципы командно-административной системы управления - централизация, иерархичность, директивность - привели к застою, стагнации. В начале 1990-х гг. формируется концепция библиотечного менеджмента, отразившая новые подходы к пониманию и интерпретации важнейших положений теории и практики руководства библиотеками различных типов и видов. Командно-административная система сменяется рыночной, в результате чего система управления библиотечной деятельностью сталкивается с рядом проблем: кризисом традиционных систем управления, потребностью в разработке конструктивной стратегии развития.
Практически каждому руководителю приходится не просто сталкиваться с конфликтами в библиотечном коллективе, но и брать на себя ответственность по их разрешению.
Исследованием конфликтов занимается наука конфликтология, являющаяся в настоящее время одним из ведущих направлений исследований в рамках общественных и гуманитарных наук. Конфликт помогает представить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем, что, в конечном счёте, ведет к улучшению управленческих отношений.
Классификацию, структуру, стадии, методы управления конфликтами рассматривают исследователи А.Н. Ванеев, В.Н. Григорьева и В.В. Даулетова. Изучению сущности библиотечной конфликтологии и ее места в системе библиотечных дисциплин посвящены научные статьи Э.Р. Сукиасяна и Т.Б. Ловковой.
Исследователи придерживаются различных точек зрения на природу конфликтологии в библиотечно-информационной деятельности.
Т.Б. Ловкова, отмечая быстрое становление конфликтологии как дисциплины, изучающей историю, теорию и технологию разрешения конфликтов, на конкретных примерах показывает, насколько продуктивно заимствование принципиальных концепций для библиотечной науки и практики, но главное - для обучения и психологической подготовки будущих библиотекарей к непростым условиям профессиональной деятельности. По мнению Т.Б. Ловковой, библиотечная конфликтология может и должна стать самостоятельной учебной дисциплиной на библиотечно-информационных факультетах.
1 2