Характер труда и требования к профессиональной компетенции менеджеров
По сравнению с другими видами труда в организации, управленческий труд имеет ряд специфических особенностей:
он представляет собой умственный труд, состоящий из трех видов деятельности: организационно-административной и воспитательной, аналитической и .конструктивной, информационно-технической; + участвует в создании материальных благ и оказании услуг опосредованно, через труд других работников;
предметом труда является информация; > средством труда - организационная и вычислительная техника;
результатом труда - управленческое решение. Чтобы выполнять свои функции, менеджеры должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием. Требования к их профессиональной компетенции можно условно разделить на две группы. Первую составляют знания и умения выполнять профессиональную работу в управлении. Они включают:
умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность;
информированность в вопросах развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние исследований, техники, технологии, конкуренции, динамики спроса на продукцию;
знакомство с опытом менеджмента в других организациях и отраслях;
способность управлять ресурсами, прогнозировать и планировать работу предприятия, владение способами повышения эффективности управления;
умение использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и связи.
Вторая группа требований связана со способностью менеджеров работать с людьми и управлять самими собой. Менеджеры должны иметь личностные качества, которые усиливают доверие и уважение со стороны других. В данную группу входят:
высокое чувство долга и преданность делу;
честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;
умение четко выражать свои мысли и убеждать;
уважительное отношение к людям вне зависимости от их положения в организационной иерархии;
способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и критически оценивать собственную деятельность.