Социальные позиции и роли личности в организации. Профессионально - функциональные роли, их сущность, характеристика. Факторы, определяющие их выполнение
Важное место в системе управления занимают социальные позиции (СП) и роли личности (РЛ). Любой человек в обществе занимает ту или иную позицию (положение, состояние) в данной системе управленческих отношений. В объективном смысле - это общественное положение людей, с которым связаны их определенные права и обязанности, не зависящие от их индивидуальных личностных свойств. СП - располагаемые в иерархии по какому-либо основанию (имущественному, власти, компетентности) статус и престиж в общественном мнении.
СП - совокупность ролевых предписаний, объективных требований, предъявляемых к лицам, занимающим данную позицию. В субъективном смысле - осознанный выбор, мировоззренческая и нравственная ориентация личности, кот подлежит моральной оценке как передовая, прогрессивная или консервативная, реакционная. Эта СП обусловлена прежде всего личностными характеристиками человека, а в трудовой организации профессионально-производственными характеристиками работника, его функциональными обязанностями. Например, в трудовой организации четко различаются позиции руководителя, инженера, менеджера, рабочего.
Позиция всегда рассматривается во взаимосвязи с ролью. Роль - социальная функция личности, соответствующий принятым нормам способ поведения в зависимости от ее статуса (позиций) в системе межличностных отношений. Роль - устойчивый шаблон поведения, воспроизводимый людьми, имеющими одинаковый статус (позицию) в социальной системе. В роли отражаются, и управленцам это особенно необходимо учитывать, социально-типические аспекты поведения.
Социальные роли выполняют 2 функции:
) указывает человеку, как ему вести себя в данной позиции (студенту, покупателю, пассажиру в автобусе);
) формирует определенные ожидания партнера от поведения ее исполнителя, которые, в свою очередь, определяют ответное поведение партнера.
Роль имеет свою внутреннюю структуру. Элементы:
) ролевые предписания (социальные и групповые нормы поведения, требования конкретные профессии, должности);
) ролевые ожидания;
) ролевое поведение (то есть исполнение роли);
) оценка ролевого поведения;
) санкции (в случае неисполнения роли).
Центральным элементом структуры, который позволяет объяснить, почему одну и ту же роль, например линейного руководителя (менеджера) на предприятии, разные люди выполняют неодинаково, является понятие "ролевое поведение"
РП - функция 2х основных переменных: социальной роли и "Я". РП - единство СР и индивидуальности человека, т.е каждую социальную роль личность играет индивидуально, в зависимости от своего характера, способностей, темперамента. Качество выполнения человеком той или иной социальной роли в значительной мере зависит от того, насколько он понимает ее специфику и в какой степени данная роль им принимается и усваивается.
Для успешного выполнения СР человеку также необходима социально-психологическая готовность принять данную роль и в конечном счете - обеспечить ее выполнение. В этом случае официальные ролевые предписания трансформируются в соответствующие внутренние побуждения и вырабатывается индивидуальный стиль ролевого поведения, которое отражает такие важнейшие личностные особенности, как ответственность личности, уровень ее притязаний, интересы, самооценку.
Структура РП работника определяется рядом внешних и внутренних условий:
) знание и понимание официальных предписаний;
) социально-психологическая готовность (установка) принять конкретную роль;
) создание условий для усвоения (интериоризация) роли;
) воздействие на самосознание и самооценку работника.
Используя и формируя СП личности, приобщая и формируя определенные роли, можно оказывать определенные управленческие воздействия на личность.
Руководитель принимает на себя следующие роли: он выступает как лидер, распространитель и приемник информации, представитель, предприниматель, распространитель ресурсов, ведущий переговоры, психотерапевт. Все эти роли не могут быть независимыми одна от другой. Они взаимосвязаны и взаимодействуют для создания единого целого. Чтобы эффективно выполнять все роли, руководитель должен обладать определенным набором психологических свойств, которые формируются с учетом индивидуальных психологических особенностей, личных качеств, стиля поведения человека, в данном случае руководителя.