Назначение и содержание анализа внутренней среды и конкурентоспособности предприятия
Под внутренней средой понимается совокупность всех внутренних факторов организации, которые определяют процессы ее жизнедеятел ьности.
Для сравнения информации анализ внутренней среды должен проводиться по тем же направлениям, что и анализ ближайших конкурентов, но также должен отличаться возможностью получения в полном объеме такой информации, которая необходима для обоснованных выводов и принятия эффективных решений.
Анализ должен включать:
• оценку действующих стратегий;
• анализ использования потенциала организации;
• сравнительный анализ конкурентных преимуществ;
• выявление сильных и слабых сторон;
• вычленение стратегических проблем (задач). Действующие стратегии нельзя оценить каким-либо одним
обобщенным показателем, поскольку они затрагивают многие стороны деятельности организации.
Их оценку производят в зависимости от получаемых результатов, которые могут выражаться через показатели эффективности деятельности организации.
Конкурентоспособность предприятия складывается из следующих факторов:
1. ресурсного - затраты ресурсов на единицу готовой продукции;
. ценового - уровень и динамика цен на все используемые ресурсы и готовую продукцию;
. "фактора среды" - в данный фактор входят: экономическая и политическая обстановка в стране и степень воздействия государства на рыночного контрагента.
Внутренние факторы - объективные критерии, которые определяют возможности предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности (научно-технический потенциал, финансово-экономический потенциал, кадровый потенциал, эффективность рекламы, условия хранения, транспортировки, упаковки продукции, уровень сервисного и гарантийного обслуживания и т. д.)
Внешние факторы - социально-экономические и организационные отношения, позволяющие предприятию создать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна.