Основные виды и элементы адаптации персонала
Адаптация (от лат. adaptio - приспособление) - процесс ознакомления работника с новой организацией и изменения его поведения в соответствии с требованиями и правилами корпоративной культуры новой компании.
В самом общем виде адаптация - "процесс приспособления работника к условиям внешней и внутренней среды". Термин "адаптация" чрезвычайно широк и применяется в различных областях науки. В социологии и психологии выделяют социальную и производственную адаптацию. В определенной мере эти два вида адаптации пересекаются друг с другом, но каждая из них имеет и самостоятельные сферы приложения: социальная деятельность не замыкается на производстве, а производственная - включает и технические, и биологические, и социальные аспекты.
Можно привести определение адаптации Эдгара Штейна: "процесс познания нитей власти, процесс достижения доктрин, принятых в организации, процесс обучения, осознания того, что является важным в этой организации или ее подразделениях".
Целью системы адаптации является снижение издержек организации, которое происходит за счет факторов, указанных ниже.
1. Ускорение процесса вхождения нового сотрудника в должность;
2. Сокращение уровня текучести кадров.
Процесс адаптации традиционно принято разделять на четыре этапа.
. Оценка уровня подготовленности нового работника. На этом этапе происходит определение непривычных для работника ситуаций и вариантов решения привычных для работника задач.
. Ориентация. На этом этапе происходит практическое знакомство нового работника с его обязанностями и требованиями, предъявляемыми к нему со стороны организации.
. Действенная адаптация. На этом этапе новичок приспосабливается к своему новому положению и широко включается в межличностные отношения с коллегами.
. Функционирование. На завершающем этапе адаптации работник преодолевает производственные и межличностные проблемы и переходит к стабильной работе. Приходя в организацию, человек неизбежно должен чем-то жертвовать ради её интересов; ему небезразлично, что, когда и в каких объёмах он должен делать, в каких условиях работать, с кем и сколько времени контактировать, что будет давать ему организация и т. п. От этого и ряда других факторов зависит удовлетворённость человека взаимодействием с организацией, его отношение к ней и вклад в её деятельность. Под факторами, влияющими на адаптацию персонала, понимается "совокупность условий и обстоятельств, которые определяют темпы, результат, уровень и устойчивость адаптации". В соответствии с определением факторы адаптации классифицируют:
по степени зависимости от общих социальных условий (общие и специфические);
по уровню и степени управляемости (макрофакторы и микрофакторы);
по частоте распространения факториальных признаков (более распространенные и менее распространенные);
по степени значимости для работника - главные (доминирующие) и неглавные (недоминирующие)