Сущность, содержание и виды инноваций в экономике
управление мотивационный инновационный менеджмент
С возникновением расширенного воспроизводства стабилизировались тенденции экономического роста, появилась постоянно растущая потребность в усовершенствованиях - как на производстве, так и вне производственного процесса. Процессы усовершенствования были названы процессами нововведений, а затем инновационными процессами.
Термин "инновация" происходит от латинского слова "inovatis" (in - в, novus - новый) и в переводе означает "обновление, новинка, изменение". В экономике понятие "инновации" было введено в научный оборот сравнительно недавно.
Так, еще в 30-е годы австрийский ученый Й. Шумпетер ввел понятие "инновации" - как изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.
В кратком словаре менеджера инновация характеризуется как:
) вложение средств в экономику, обеспечивающее смену поколений техники и технологии;
) новая техника, технология, являющаяся результатом научно-технического прогресса.
Здесь немного усложнено понятие: вложение средств - это инвестиции, а новая техника, технология, являющиеся результатом научно-технических разработок, - это инновация.
Значительно более глубокое понятие сущности инноваций предложено авторами справочного издания РЭА им. Г.В. Плеханова, где она характеризуется как результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, внедрение новых организационных форм и т.д.
Пространный образ терминов, взятых из различных источников, дает Р.А. Фатхутдинов, который, в частности, определяет "новшество" - оформленный результат исследований и разработок в какой-либо сфере деятельности, и "инновация" - конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического и (или) других видов эффекта.
К инновациям относятся все изменения, которые впервые нашли применение на предприятии и приносят ему конкретную экономическую и (или) социальную пользу. Поэтому под инновацией понимается не только внедрение нового продукта на рынок, но и целый ряд других нововведений:
· новые или улучшенные виды продукции (продуктовые инновации);
· новые или улучшенные услуги (инновации услуг);
· новые или улучшенные производственные процессы и технологии (процессные и технологические инновации);
· измененные социальные отношения на предприятии (кадровые инновации);
· новые или улучшенные производственные системы.
Эти виды инноваций в практике предприятия переплетаются между собой. В условиях современных технологий технические, хозяйственные, организационные и социальные изменения в производственных процессах вообще не отделимы друг от друга.
Процессы обновления связаны с рыночными отношениями. Основная масса инноваций реализуется в рыночной экономике предпринимательскими структурами как средство решения производственных, коммерческих задач, как важнейший фактор обеспечения стабильности их функционирования, экономического роста и конкурентоспособности. Инновации, следовательно, ориентированы на рынок, на конкретного потребителя или потребность.
Инновации являются весьма сложной, многогранной проблемой, затрагивающих весь комплекс отношений исследования, производство, сбыта. Огромное значение в повышении эффективности инновации принадлежит менеджменту.
Многие зарубежные и российские исследователи сходятся во мнении, что появление инновации имеет два начала:
) потребность рынка, то есть имеющийся спрос на определенный продукт (товар, услугу). Иначе говоря, это ответ на потребности рынка или маркетинговый вариант. Его можно также назвать эволюционным. К эволюционным относятся различные изменения в имеющихся на рынке продуктах (товарах, услугах). Например, изменения, приводящие к снижению издержек на производство или приданию более "товарного" вида продукции.