Классификация инноваций: признаки классификации, характеристика отдельных видов
По месту инноваций в системе (на предприятии) можно выделить:
· инновации "на входе" предприятия (изменения в выборе сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
· инновации "на выходе" предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
· инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).
Научно-исследовательским институтом системных исследований (РНИИСИ) предложена расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. Согласно этому признаку инновации подразделяются на:
· технологические;
· производственные;
· экономические;
· торговые;
· социальные;
· в области управления.
В теории инновационного менеджмента выделяют общую (традиционную) классификацию инноваций и инновационных продуктов и классификацию инноваций, учитывающую развитие технологий на основе "подрывных" инноваций. Основу общей (традиционной) классификации инноваций и инновационных продуктов составляют следующие признаки.
Как источник идеи для инновации могут выступать:
· открытие, научная идея, научная теория, явление;
· изобретение, ряд изобретений, лицензии;
· рационализаторские предложения;
· прочие ситуации.
Вид новшества:
· продукта, его конструкции или устройства, системы и механизма;
· технологии, метода, способа;
· материала, вещества;
· живых организмов, растений;
· постройки, здания, сооружения, офиса, цеха или участка, другого архитектурного решения;
· информационного продукта (проекта, исследования, разработки, программы и т.п.;
· услуги;
· прочих решений.
По областям применения в научно-производственном процессе в сфере промышленности, транспорта, связи и сельского хозяйства выделяются следующие виды инноваций:
· научно-исследовательские, которые изменяют процесс в сфере НИОКР;
· технические или продуктовые, которые появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами, ведут к изменению технологий деловых процессов у потребителя;
· технологические, которые возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции, ведут к изменению технологий деловых процессов у потребителя;
· информационно-коммуникационные, которые ведут к изменению технологий обработки информации и технологии связи у потребителя;
· маркетинговые, которые ведут к изменениям в исследовании рынков и работе на них, изменениям брэндов товаров и организаций;
· логистические, которые ведут к изменениям в сфере организации движения потоков, снабжении и сбыте.
· организационно-управленческие, которые ведут к изменениям в организационном механизме и системе управления, совершенствуют их;
· социально-экономические, правовые и другие, которые изменяют социальные, экономические и правовые условия функционирования предприятия.
По областям применения в сферах обслуживания:
· образование;
· питание;
· спорт и молодежь;
· культура;
· здравоохранение;
· правовое обслуживание и охрана;
· туризм;
· торговля;
· финансовое обслуживание;
· другие.
По уровню новизны инновационные товары и услуги могут распределяться на обладающие признаками:
· мировой новизны;
· отечественной новизны;
· отраслевой новизны;
· новые для фирмы;
· расширение имеющейся гаммы товаров, ассртимента, портфеля товаров и услуг;
· обновленные товары и услуги;
· товары и услуги с измененным позиционированием;
· с сокращенными издержками (производственные инновации).
Масштабы распространения инноваций:
· транснациональные;
· народнохозяйственные и федеральные;
· региональные;
· муниципальные;
· в рамках объединений и ассоциаций;
· в рамках организации;
· в рамках подразделения.
Широта воздействия инноваций:
· глобальна, мировая;
· народнохозяйственная, национальная;
· отраслевая;
· локальная.
Темпы осуществления инноваций:
· быстрые, нарастающие;
· замедленные, равномерные;
· медленные, затухающие.
Стадии жизненного цикла инноваций, с которых начинается инновационный процесс для данной организации и которыми он заканчивается:
· исследования;
· разработки;
· промышленное производство;
· маркетинг;
· логистика;
· диффузия;
· рутинизация;
· сервисная поддержка.
По преемственности выделяют следующие инновации:
· открывающие, за которыми может следовать поток новых инноваций, на которых основан мультипликационный эффект;
· закрывающие - инновации, закрывающие ряд отраслей;