Эволюция управления качеством
Управление качеством происходит на государственном, региональном и отраслевом уровнях, а также на уровне фирмы (предприятия) Под управлением качеством продукции понимаются действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.
Вторая половина предыдущего и начало нынешнего столетий характеризуются экономистами самых разных школ и научных направлений достаточно единодушно - нарастающие геометрически, а в некоторых случаях экспоненциально, темпы экономического развития, обусловленные внедрением прорывных открытий в области физики, химии и биологии в производство. Общепризнанными признаками современного экономического развития стали:
многократное усложнение выпускаемых товаров и технологий их производства, провоцирующее гонку "сверхвыбора" в потреблении;
сжатие во времени циклов воспроизводства и, следовательно, циклов развития предприятия, отрасли и т. д.;
стандартизация процессов цикла воспроизводства и его системное представление;
рост числа подсистем предприятия и их связей, а также рост числа внешних по отношению к предприятию систем, таких, как сегменты рынков потребителей, поставщиков, конкурентов и лиц, заинтересованных в деятельности предприятия, что позволяет определить любое предприятие как сложную большую систему;
глобализация всех экономических систем.
В таких экономических условиях целью существования нового или действующего предприятия становится его развитие, заведомо опережающее рынок и, очевидно, формирующее его. Цель, поставленная таким образом, сама по себе является процессом и требует для ее достижения использования адекватных инструментов - теории и реальных разработанных методов и приемов.
На основе концепции всеобщего управления качеством (TQM), как базовой теории, и международных стандартов ИСО (ГОСТ Р ИСО) 9000:2000, а также моделей делового совершенства, как наиболее актуальных и опробованных инструментов управления деятельностью предприятия, возможно построение системы менеджмента предприятия, способной реализовать поставленную цель. При этом объектом управления предлагается выбрать качество предприятия, принципами управления - восемь принципов менеджмента качества, а системой управления предприятием - систему менеджмента качества (СМК).
Для реализации предлагаемого подхода руководству предприятия необходимо идентифицировать имеющийся уровень развития предприятия. Для этого можно воспользоваться любой схемой развития концепции TQM или ретроспективой эволюции СМК
годы XX в. |
50-е |
60-е |
70-80-е |
90-е |
Название (суть) этапа |
Соответствие стандарту |
Соответствие применению |
Соответствие стоимости |
Соответствие скрытым потребностям |
Эволюция понятия "качество" |
Качество продукта отвечает нормам изготовления |
Качество продукта отвечает нуждам рынка. |
Качество продукта повышается при одновременном снижении его стоимости. |
Качество продукта отвечает скрытым или будущим потребностям |
Недостатки |
Не отвечает потребностям рынка. Надежда на то, что качество может быть достигнуто путем инспекций (проверок). |
Слабость конкурентного преимущества, основанного на соответствии применению. Дорогостоящая проверка качества. |
Слабость конкурентного преимущества, основанного на соответствии стоимости. |
Возможность создания искусственного ненужного спроса. |
Эволюция методологии (методы управления качеством) |
Стандартизация. Статистическое управление производством. Контроль. |
Исследование рынка. Межфункциональная вовлеченность. |
Формирование областей качества. Внедрение семи шагов и семи методов качества. |
Развертывание функций качества. Семь приемов управления и планирования качества. |
Эволюция интеграции предприятия |
Интеграция технологической линии (вертикальная интеграция). |
Интеграция всех функций предприятия (горизонтальная интеграция). |
Интеграция всей иерархии предприятия (вертикальная интеграция). |
Интеграция всех процессов на предприятии (горизонтальная интеграция). |
1 2