Концепция TQM: основные принципы, роль в управлении качеством
К основным постулатам TQM можно отнести следующие:
· цель работы в системе - ноль дефектов (или "делай правильно с первого раза"). Основной смысл постулата - создать постоянное стремление к уменьшению числа дефектов, понимая, что ноль дефектов - конечная, но фактически недостижимая цель. Реализация этого постулата обеспечивается большой системой организационных мер (например, каждый дефект должен анализироваться с целью выявления и устранения причин его появления);
· правило работы в системе - предупреждение дефектов, а не их устранение (за этим и применение статистических методов контроля и др.);
· все производственные отношения между подразделениями, а также между персоналом предприятия рассматриваются и строятся как отношения потребителя и поставщика. В рамках данного принципа предусматривается развитие системы самоконтроля, а, кроме того, - на каждой последующей операции - контроль результата предыдущей. Тем самым минимизируется жизненный путь дефекта, перестраивается система контроля, - практически исключается надобность в операционном техническом контроле силами ОТК, поскольку в деятельность по управлению качеством реально вовлекается весь без исключения персонал. Для достижения этого необходимо провести обучение всего персонала целям и методам управления качеством. Это и обусловливает следующий, четвертый постулат, постоянное обучение персонала управлению качеством и др. Система TQM включает:
· контроль в процессе разработки новой продукции;
· оценку качества опытного образца, планирование качества продукции и производственного процесса, контроль, оценку и планирование качества поставляемых материалов;
· входной контроль материалов;
· контроль готовой продукции;
· оценку качества продукции;
· оценку качества производственного процесса;
· контроль качества продукции и производственного процесса;
· анализ специальных процессов (специальные исследования в области качества продукции);
· использование информации о качестве продукции;
· контроль аппаратуры, дающей информацию о качестве продукции;
· обучение методам обеспечения качества, повышение квалификации персонала;
· гарантийное обслуживание;
· координацию работ в области качества;
· совместную работу по качеству с поставщиками;
· использование цикла PDCA (plan-do-check-action);
· работу кружков качества;
· управление человеческим фактором путем создания атмосферы удовлетворенности, заинтересованного участия, благополучия и процветания на фирме, фирмах-поставщиках, в сбытовых и обслуживающих организациях, у акционеров и потребителей;
· работу в области качества по методу межфункционального управления (cross-function management);
· участие в национальных кампаниях по качеству;
· выработку политики в области качества (согласование политики в области качества с общей стратегией экономической деятельности, привнесение целей качества во все аспекты административной, хозяйственной и экономической деятельности, принятие мер, обеспечивающих понимание на фирме политики в области качества);
· участие служащих в финансовой деятельности (в прибыли, акционерном капитале), воспитание сознательного отношения к качеству, чувства партнерства, совершенствование социальной атмосферы и информированность служащих;
· проведение мер по формированию культуры качества;
· подготовку управленческих кадров для руководства деятельностью в области качества;
1 2