Внешняя и внутренняя среда организации
Деятельность организации зависит от влияния внешних и внутренних факторов.
Внешняя среда - это окружение организации, состоящее из определенного набора факторов прямого и косвенного воздействия на организацию, вынуждающее ее действовать определенным образом.
Характеристики внешней среды:
· сложность (число факторов, на которые организация обязана реагировать);
· подвижность (скорость, с которой происходят изменения в окружении организации);
· неопределенность (относительное количество информации и уверенность в ее точности);
· взаимосвязанность факторов (уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы).
Цель анализа внешней среды - выявление возможностей и угроз для организации.
Внешняя среда рассматривается как совокупность двух относительно самостоятельных подсистем:
- среда косвенного воздействия (макросреда);
- среда прямого воздействия (микросреда или деловая среда).
Среда косвенного воздействия создает общие условия среды нахождения организации и определяется следующими факторами:
Политико-правовые факторы - законодательство, регламентирующее коммерческую деятельность, уровень политической стабильности, уровень правовой грамотности в обществе и пр.
Экономические факторы - уровень экономического развития страны, региона, структура экономики, уровень инфляции, курс валют, уровень жизни населения и т.д.
Демографические факторы - динамика численности населения, половозрастная структура населения, структура населения по доходам и социальным слоям и пр.
Социально-культурные факторы - традиции общества, изменения в менталитете, сложившиеся стереотипы поведения и т.д.
Научно-технические факторы - степень внедрения научно-технических достижений, уровень компьютеризации экономики, используемые технологии.
Природные факторы - сырьевая и энергетическая ситуация, естественные природно-климатические условия для ведения бизнеса.
Среда прямого воздействия (деловая среда) - представлена факторами, которые оказывают непосредственное воздействие на организацию.
Клиенты (покупатели организации, потребители) - это лица, организации, социальные институты, являющиеся покупателями или потребителями продукта организации.
Поставщики - это деловые фирмы и отдельные лица, обеспечивающие организацию ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг.
Конкуренты - (в широком смысле) - это все те объекты и явления внешней среды, которые делают продукт компании менее ценным для потребителя; - в узком смысле, конкурент - это организация (или человек) - предлагающий потребителю альтернативный вариант удовлетворения его желаний и потребностей.
Финансово - кредитные учреждения и другие организации инфраструктуры рынка - организации, обеспечивающие извне бесперебойную работу организации, непосредственно участвующие в ее финансовом цикле, и т.д. (коммерческие банки, инвестиционные фонды).
Контролирующие организации - государственные органы, осуществляющие надзор за деятельностью организации: налоговые, санитарные и др. инспекции, социальные, пенсионные фонды, различные комиссии.
Внешние заинтересованные лица - лица, заинтересованные в процветании организации, исходя из своих личных или корпоративных интересов (акционеры, дочерние компании, члены семей работников организации).
Общественность - партии, объединения, союзы, общества, формирующие общественное мнение, отношение в сознании населения и ее продукции.
Управление, с точки зрения влияния факторов внешней среды, есть процесс приспособления деятельности организации к требованиям окружающей среды или учета таких требований в ее деятельности.
В зависимости от миссии, на реализацию которых направлена деятельность организации, формируется ее внутренняя среда.
Внутренняя среда - это все основные элементы и подсистемы, обеспечивающие осуществление протекающих в организации процессов, которые находятся внутри организации, и контролируется ею.
Цель анализа внутренней среды - выявление сильных и слабых сторон организации.
К внутренним факторам развития организации относятся:
Цели организации есть конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе.
1 2