Понятие и значение миссии организации
Целевая функция начинается с установления миссии организации, выражающей философию и смысл ее существования.
Миссия организации есть представление о предназначении, смысле существования организации, ее роли в системе общественных отношений и общественной жизни общества в целом.
Корректно сформулированная и описанная миссия организации является мощным инструментом бизнеса. Можно выделить три основные функции миссии - она:
1 Дает общее представление о фирме (товары и услуги, клиенты и рынки, конкурентные преимущества и уникальность). Только по формулировке миссии покупатель или потребитель продукции фирмы может оценить приоритеты, которыми руководствуется данная фирма, а также оценить цели и направления ее деятельности.
2 Способствует единению внутри фирмы и созданию корпоративного духа (делает ясным предназначение фирмы, формирует деловой климат, устанавливает степень соответствия сотрудников требованиям фирмы).
3 Создает возможности эффективного управления организацией (база для разработки целей, стандарты для распределения ресурсов, конкретизация смысла и содержания деятельности каждого работника).
Наличие миссии позволяет руководству компании определить то место, которое должна занять фирма на рынке и сформулировать свою стратегию достижения этого места; сотрудникам фирмы - почувствовать себя участниками общего дела в освоении открывающихся возможностей, дает им цель, подчеркивает их значимость, нацеливает на достижение высоких результатов; наконец, потребителям продукции компании - со вниманием и заинтересованностью относиться к фирме, которая может удовлетворить их разнообразные нужды и потребности, следить за продукцией фирмы. Товары и технологии могут меняться, а нужды и запросы рынка могут оставаться неизменными.
Целевое начало в деятельности организации возникает как отражение целей и интересов групп людей, так или иначе связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс ее функционирования.
Основными группами людей, чьи интересы оказывают влияние на деятельность организации, а следовательно, должны быть учтены при определении ее предназначения, являются:
- собственники организации;
- сотрудники организации;
- покупатели продукта организации;
- деловые партнеры организации;
- местное общество;
- общество в целом.
Миссия должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов:
- истории фирмы, в процессе которой вырабатывалась философия фирмы, стиль деятельности и т.п;
- существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;
- состояния среды обитания организации;
- ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей;
- отличительные особенности, которыми обладает организация.
Формулировка миссии должна отвечать ряду требований:
1 Простота;
2 Легкость передачи;
3 Опора на факты - а не на раздумья и мечты;
4 Ясно показывает, что делать, а чего не делать;
5 Динамичность;
6 Доступность на всех организационных уровнях;
7 Должна вызывать доверие;
8 Однозначность, недопустимость разночтений.
Реализация миссии и целей организации описывается в плане деятельности компании. Планирование может проводиться на всех уровнях: от деятельности исполнителя, до генерального плана развития организации и бизнеса.