Цели организации: сущность и предъявляемые требования
Для осуществления миссии организации разрабатываются цели.
Цель - это конечное состояние, желаемый результат, которого стремиться добиться любая организация.
Цели формулируются и устанавливаются в рамках миссии и для развития организации. Поставленные менеджментом цели фирмы используют для установления стандартов, для оценки эффективности организации, дают общий ориентир для деятельности.
Цели являются исходной точкой планирования деятельности, цели лежат в основе построения организационных отношений, на целях базируется система мотивирования, служат основой для контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом.
На основе целей разрабатываются задачи.
Понятие "задача" отличается от понятия "цель" следующим образом: задачи - это цели, достижение которых желательно к определенному моменту времени в пределах периода, на которых рассчитано управленческое решение.
Задача указывает на непосредственные цели организации, поддающиеся количественной характеристике. Задачу часто определяют как предписанную работу, серию работ, которая должна быть выполнена в оговоренные сроки.
С технической точки зрения, задачи предписываются не работнику, а его должности. Каждая должность включает ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации.
Задачи организации делятся на три категории: это работа с людьми (например, задача мастера), предметами (например, задача рабочего в цехе), информацией (например, задача бухгалтера).
Цели и задачи всех уровней должны удовлетворять следующим требованиям:
Конкретность - означает, что при определении цели необходима точность отражения её содержания, объёма и времени.
Измеримость - означает, что цель должна быть представлена количественно или каким-либо другим способом для оценки степени её достижения.
Достижимость - означает, что цели должны быт реальными, не выходящими за рамки возможностей исполнителей.
Согласованность - означает, что цели следует рассматривать не изолированно, а во взаимосвязи.
Приемлемость - означает, что необходимо учитывать потребности, желания, традиции, сложившееся в обществе ценности.
Гибкость - означает необходимость внесения корректировки по мере происходящих в среде изменений.
Состав задаваемых целей, а так же их количественные характеристики определяются сложившейся ситуацией и зависят от специфики отрасли, особенностей среды, миссии.