Типология целей организации
Существует достаточно много классификационных групп, определяющих цели управления. Некоторые из них разделены по следующим признакам:
- по направленности действий цели - внешние и внутренние;
- по направлениям деятельности на предприятии - экономические, технико-технологическими, социальные, экологические;
- по возможности их полного осуществления - "цели создания" (какого-либо материального объекта или системы) и "цели развития" (когда речь идет о процессе);
- по охвату уровней управления - цели всего предприятия, отдельных подразделений и групп или индивидуумов;
- по временным характеристикам - кратко-, средне- и долгосрочные;
- по соответствующей направленности на виды деятельности - стратегические, тактические, оперативные;
- по степени обновления - цели поддержания имеющегося уровня, цели постепенного развития отдельных элементов системы и цели обновления;
- по влиянию на отдельные элементы предприятия - производственные и управленческие; последние, в свою очередь, можно разделить на административные функции (планирование, организация, мотивация, контроль) и функции предприятия (маркетинговые, технологические, сбытовые, финансовые, поставка, кадровые и др.);
- по измеряемости - количественные и качественные;
- по сфере деятельности - маркетинговые, финансовые, производственные, инновационные и др.;
- по месту в иерархии целей - цели высшего уровня, цели среднего уровня, цели низового уровня;
по субъектам носителям целей - цели собственника, цели трудового коллектива, цели менеджмента, цели субъектов внешней среды;
- по характеру - экономические, социальные, научно-технические, политические и др.;
- по приоритетности - необходимые, желательные, возможные;
- по направленности - на конечный результат (например, выпуск определенного объема продукции), на осуществление деятельности (например, совершенствование технологии), на достижение определенного состояния (например, приобретение новой профессии).
В организациях разрабатывается система целей, которая имеет достаточно сложную структуру. Во-первых, цели предприятия имеют разную направленность (их векторы зачастую не совпадают). Например, существуют внешне направлены (завоевание рынка) и внутренне направлены цели (совершенствование системы мотивации труда). Кроме того, разную направленность имеют цели, соответствующие ориентации предприятия на уплату дивидендов и реинвестирование доходов и т.д. Таким образом, установление различных целей, нередко противоречивых, но таких, которых можно достичь, требует от руководства предприятием определить, какого именно результата можно добиться в этих условиях - пространства и времени с имеющимся потенциалом по сравнению с ожидаемым.
Главная задача менеджеров - обеспечить равновесие между разнонаправленными целями и интересами собственников (акционеров), работников, кредиторов, между стратегическими и текущими, внешними и внутренними целями организации.