Процесс формирования целей, его этапы и содержание
Как видно, для разных подходов к установлению целей характерно наличие существенных различий. Однако общим требованием к установлению целей является то, что решающая роль во всех случаях должна принадлежать высшему руководству.
Управление по целям - Management by Objectives (сокр. - MBO) представляет собой систематический и организованный подход, позволяющий руководителям сконцентрироваться на выполнимых целях и достигать наилучших результатов.
Концепция управление по целям впервые упомянута ее автором Питером Друкером, в 1954 году в своей книге "The Practice of Management". В этой книге описываются общие принципы управления по целям и рекомендации по постановке и контролю исполнения целей.
Выделяют четыре этапа в процессе управления по целям.
1 Определяется круг полномочий и обязанностей руководителей всех уровней.
2 Осуществляется разработка и согласование целей и задач управления в рамках установленных обязанностей.
3 Составляются реальные планы достижения поставленных целей.
4 Проводится контроль, измерение, оценка работы и полученных каждым руководителем показателей и по каналам обратной связи корректировка заданий, что может потребовать нового согласования целей.
Таким образом, менеджеры не только составляют планы, но и организуют их выполнение путем формирования структур, процессов и методов, с помощью которых измеряются и оцениваются результаты труда каждого отдельного работника, подразделения и организации в целом.
Наиболее существенные элементы целевого управления:
- постановка четких и кратких общих целей;
- участие в процессе выработки целей всех тех, кто будет работать в рамках данной системы;
- оценка эффективности на основе результатов.
МВО можно определить как процесс совместного определения членами организации целей для каждой должности и координации усилий по их достижению. В свете целей высшего уровня работники совместно со своим руководителем устанавливают те конкретные результаты (цели), которые они планируют достичь за конкретный промежуток времени. Хотя работникам предоставлена некоторая степень свободы в разработке планов достижения поставленных целей, эти планы также обсуждаются с руководителем с точки зрения их желательности, выполнимости и обоснованности. Руководитель регулярно анализирует успехи каждого работника в достижении поставленных целей. В конце планового периода производится окончательный анализ, в ходе которого полученные результаты соотносятся с намеченными целями.
Контрольные вопросы
1 Что такое миссия организации?
2 Какие функции выполняет миссия организации?
3 Какие требования предъявляются к формулированию миссии?
4 Что такое цель организации?
5 какие требования предъявляются к целям организации?
6 По каким критериям классифицируются цели организации?
7 Назовите основные этапы процесса формулирования целей.
8 В чем суть управления по целям?
Менеджер как субъект управления
1 2