Типы менеджеров. Аппарат управления
Менеджеры в организации образуют так называемый управленческий персонал, аппарат управления.
Аппарат управления организации представляет собой группу его работников, осуществляющих управленческую деятельность. Основная его обязанность - принятие управленческих решений, а также обеспечение процесса их подготовки и реализации. В аппарате управления выделяют руководителей, специалистов и технических исполнителей.
К руководителям относятся работники, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений.
Руководители, возглавляющие коллективы производственных подразделений, предприятий, отраслей и их заместители, относятся к линейным.
Руководители, возглавляющие коллективы функциональных служб и их заместители, относятся к функциональным.
По уровню, занимаемому в общей системе управления, все руководители подразделяются на руководителей низового звена, среднего и высшего звена.
К руководителям низового звена относят мастеров, старших мастеров, прорабов, начальников небольших цехов, а также руководителей подразделений внутри функциональных отделов и служб.
Руководители среднего звена - это директора предприятий, генеральные директора объединений, начальники крупных цехов.
Руководящие работники высшего звена - это руководители финансово-промышленных групп, генеральные директора крупных объединений, руководители функциональных отделов министерств, ведомств и их заместители.
Специалисты обеспечивают сбор и обработку всей управленческой информации, заняты выполнением экономических, бухгалтерских, технических и научно-исследовательских функций. Это инженеры, экономисты, нормировщики, бухгалтера, технологи, конструкторы.
Другие служащие (технические исполнители) - работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание. К ним относятся: работники канцелярии, секретари-референты, декларанты, диспетчера, кассиры, табельщики, учетчики, старший кладовщик и др.
Структура аппарата управления предприятием определяет состав и взаимосвязь его подразделений, а также характер возложенных на них функций. Поскольку разработка такой структуры связана с установлением перечня соответствующих подразделений и штата их работников, менеджер определяет взаимоотношения между ними, содержание и объем выполняемых ими работ, права и обязанности каждого работника.