Экономические методы менеджмента
Экономические методы управления - это способы воздействия, которые посредством создания экономических условий стимулируют заинтересованность коллективов и отдельных работников в достижении наилучших результатов их деятельности.
Они реализуются с помощью совокупности экономических рычагов, посредством которых достигается поставленная цель.
В случае использования экономических методов управления менеджер распоряжается в пределах предоставленных полномочий материальными фондами, полученным доходом (прибылью), заработной платой, тем самым, реализуя свои экономические интересы.
В систему экономических методов входят: экономический расчет государства (государственное экономическое регулирование); экономический расчет предприятий; экономическое стимулирование персонала.
Экономический расчет государства (государственное экономическое регулирование) - это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм и методов обеспечивают достижение поставленной цели и решение важнейших экономических и социальных задач соответствующего этапа развития экономики, регламентируют хозяйственные отношения в обществе.
Формами государственного экономического регулирования является:
правовое обеспечение экономики;
бюджетно-налоговая политика;
денежно-кредитная политика;
инновационная, инвестиционная, амортизационная, политика;
политика доходов;
политика ценообразования;
внешнеэкономическая политика и др.
Экономические методы применяемы на уровне предприятий включают: бюджетный расчет, хозрасчет и коммерческий расчет.
При бюджетном расчете текущие затраты предприятия частично или полностью покрываются из бюджета собственника, которым чаще всего выступает государство. Расширенное воспроизводство также осуществляется за счет средств собственника.
Хозяйственный расчет - это метод при котором предприятие самостоятельно покрывают текущие затраты и получают прибыль, за счет которой осуществляют расширенное воспроизводство. При этом источники прибыли находятся внутри предприятия. Ими являются увеличение объемов производства и снижение себестоимости продукции за счет улучшения использования всех видов внутренних ресурсов. Внешние источники прибыли (изменение цен на выпускаемую продукцию, нахождение лучших поставщиков сырья и материалов, потребителей, финасово-кредитных учреждений и др.) жестко регламентируются государством и практически недоступны предприятиям, функционирующим в условиях хозяйственного расчета.
Коммерческий расчет - это метод управления, при котором источники расширенного воспроизводства находятся как внутри, так и вне предприятия. Предприятия получают прибыль за счет как более эффективного использования внутренних ресурсов, так и лучшей работы с субъектами внешней среды.
Коммерческий расчет осуществляется с помощью следующих рычагов воздействия: планирование, анализ, ценообразование, финансирование, кредитование, экономическое стимулирование и др.
Планирование - представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления организацией, а так же определение путей реализации планов для достижения поставленных целей. Цель планирования - это определение будущего состояния, тенденций и перспектив развития объекта управления. Планирование устанавливает связи между существующим положением дел на предприятии и тем, которое должно быть достигнуто в будущем, что даст возможность реализовать представившиеся возможности и свести к минимуму будущие риски.
Главное в планировании как в экономическом методе руководства - выбор из всех возможных действий наиболее оптимальных, эффективных и результативных.
Анализ. При экономическом анализе рассматриваются факторы как внутренней среды предприятия, так и внешней. Глубокий анализ не только происходящих процессов, но и намечающихся тенденций позволяет создавать благоприятные условия для развития позитивных явлений и устанавливать преграды для нежелательных.
Ценообразование. Ценообразование представляет собой процесс формирования цен на товары и услуги. Ценовая политика - это общие принципы, которых предприятие собирается придерживаться в сфере установления цен на товары и услуги.
Ценовая политика должна обеспечить решение следующих задач:- формирование цены на новые товары; - своевременная реакция на изменение цен конкурентами; - обеспечение гибкости в установлении и изменении уровня цен; - своевременный учет в цене изменений внутренней и внешней среды маркетинга; - своевременный учет в цене изменений в реализации политики распределения, товарной политики и политики продвижения; - своевременный учет временного фактора при формировании цены в зависимости от жизненного цикла товара и др.
1 2