Содержание и этапы развития процессного подхода
В современной теории менеджмента существует три основных подхода: процессный, системный, ситуационный.
Процессный подход рассматривает управление как процесс, состоящий из последовательных взаимосвязанных действий, или функций направленных на достижение целей организации.
Процессный подход хронологически является первым среди рассматриваемых подходов. Его рождение относится к 20-м гг. XX в. и связано с именем Анри Файоля.
Первый этап - с 20-х гг. до настоящего времени. Процесс управления рассматривается как взаимосвязанная цепь повторяющихся функций менеджмента: планирования, организации, мотивации и контроля.
Второй этап - с 40-х гг. до настоящего времени. Процесс управления изучается как процесс, включающий три стадии: принятие управленческого решения, организацию исполнения управленческого решения и контроль его исполнения.
Новый, третий этап в развитии процессного подхода начался совсем недавно, в 90-х гг. прошлого века, и получил название "реинжиниринга бизнес-процессов".
Впервые термин "реинжиниринг бизнес-процессов" (от англ. business process reengineering, BPR) был введен М.Хаммером, который определяет этот вид деятельности как "фундаментальное перепроектирование бизнес-процессов компаний для достижения коренных улучшений в основных актуальных показателях их деятельности: стоимость, качество, услуги и темпы".
Реинжиниринг бизнес-процессов ориентирован на коренную перестройку всей деятельности предприятия, а не на частичные изменения в той или иной сфере управления.
Поскольку BPR оперирует с такими понятиями, как бизнес-процесс, бизнес-система, деловая процедура, то в целях более четкого восприятия этих терминов следует дать следующие определения.
Бизнес-система - это связанное множество бизнес-процессов, конечной целью которой является выпуск продукции. Под продукцией, понимают товары, услуги и документы.
Бизнес-процесс - это горизонтальная иерархия внутренних и зависимых между собой функциональных действий, конечной целью которых является выпуск продукции или отдельных ее компонентов.
Деловая процедура - это функция, задача, цепь событий, происходящих в течение определенного промежутка времени и обладающих познаваемым результатом.
Существуют следующие категории бизнес-процессов:
-
процессы, непосредственно обеспечивающие выпуск продукции;
-
процессы планирования и управления;
-
ресурсные процессы;
-
процессы преобразования.
Бизнес-процесс характеризуется:
-
существующей технологией реализации бизнес-процесса;
-
существующей структурой бизнес-системы;
-
средствами автоматизации, оборудованием, механизмами и т.п., обеспечивающими реализацию процесса.
Показателями оценки эффективности бизнес-процессов являются:
-
количество производимой продукции заданного качества, оплаченное за определенный интервал времени;
-
количество потребителей продукции;
-
количество типовых операций, которые необходимо выполнить при производстве продукции за определенный интервал времени;
-
стоимость издержек производства продукции;
-
длительность выполнения типовых операций;
-
капиталовложения в производство продукции.
Базовые принципы, положенные в основу реинжиниринга бизнес-процессов:
-
несколько рабочих процедур объединяются в одну, т.е. происходит горизонтальное сжатие процесса (по имеющимся оценкам, горизонтальное сжатие ускоряет выполнение процесса примерно в 10 раз);
-
исполнители принимают самостоятельные решения, т.е. осуществляется не только горизонтальное, но и вертикальное сжатие процессов (наделение сотрудников большими полномочиями и увеличение роли каждого из них приводит к значительному повышению их отдачи);
-
шаги процесса выполняются в естественном порядке;
-
процессы имеют различные варианты исполнения (тот или иной вариант выбирается в зависимости от конкретной ситуации, состояния и т.д.);
-
работа выполняется в том месте (подразделении, отделе), где это целесообразно (устраняется излишняя интеграция, что приводит к повышению эффективности процесса в целом);
-
уменьшается количество проверок и управляющих воздействий;
-
минимизируется количество согласований путем сокращения внешних точек контакта;
-
единая точка контакта обеспечивается уполномоченным менеджером (в тех случаях, когда шаги процесса либо сложны, либо распределены таким образом, что их не удается объединить силами небольшой команды).
В результате реинжиниринга бизнес-процесса коренным образом изменяются основные элементы трудового процесса и системы управления, а именно:
1) персонал. Он должен быть способным выполнить новое, обогащенное, ориентированное на бизнес-результат трудовое задание. Вот почему к персоналу предъявляются более жесткие профессионально- квалификационные требования. Менеджеры перестают выступать в качестве надсмотрщиков и становятся своеобразными тренерами. Меняются принципы, методы и стиль их работы;
1 2