Концепция ситуационного управления
Суть данных теорий состоит в том, что результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга. Поэтому, осуществляя все необходимые управленческие действия, такие, как планирование, или распорядительство, ли контроль, менеджеры должны исходить из того, в какой ситуации они действуют. В 1948 году профессор университета штата Огайо Ральф Стогдилл провел детальное исследование характерных качеств лидеров и их профессиональных умений. Он пришел к выводу, что по большей части наличие тех или иных черт и навыков, присущих лидерам было обусловлено конкретной ситуацией управления: внешним и внутренним контекстом работы топ-менеджера. Эти исследования, подкрепленные фундаментальными социально-психологическими теориями Курта Левина, легли в основу ситуационного подхода в управлении организациями. В рамках этого подхода предпринята попытка увязать конкретные практические приемы и научные концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективным способом. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, то есть конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время. Сторонники ситуационного подхода пытаются осуществить синтез двух идей:
идеи уникальности - "Каждая ситуация в своем роде неповторима";
и идеи универсальности - "Существует одно наилучшее решение".
Таким образом, ситуационные воззрения базируются на следующих предположениях:
Организационные феномены укладываются в логические структуры.
В близких по характеру ситуациях менеджеры разрабатывают и осуществляют схожие действия.
Эти идеи заложены в основу четырехшаговой методологии ситуационного подхода:
Руководитель должен знать средства профессионального управления, которые доказали свою эффективность.
Каждая из управленческих методик имеет свои сильные и слабые стороны. Руководитель должен уметь просчитать последствия.
Руководитель должен верно определять какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.
Руководитель должен увязать применение конкретных приемов, которые вызвали бы минимальный отрицательный эффект, с конкретными ситуациями.
В качестве ситуационных переменных принято рассматривать две группы:
- внешние - конкуренты, источники получения техники и технологии, социальные факторы, государственное регулирование и т.п.
- внутренние - люди, цели, технология, задачи, структура и т.п.
Безусловно, описать все переменные влияющие на организацию невозможно. На практике каждый менеджер сам определяет критерии отбора значимых переменных, сознательно отказываясь от второстепенных.
Задача общего менеджмента - дать наиболее универсальные, но в то же время действенные модели организации, систем управления и контекста (ситуации). Контрольные вопросы
1 Раскройте содержание процессного подхода в менеджменте.
Раскройте сущность реинжиниринга бизнес-процессов.
В чем заключается сущность системного подхода в менеджменте?
Что является центральным элементом ситуационного подхода?
Что должен знать и уметь руководитель для овладения ситуационным подходом?
Функции управления и функции организации