Сущность, задачи и необходимость контроля
Контроль является одной из основных функций управления.
Контроль - процесс измерения и оценки результатов реализации стратегий и планов организации, выполнения необходимых корректирующих действий, обеспечивающих достижение установленных целей.
Цель контроля заключается в том, чтобы предупреждать возникновение кризисных ситуаций.
В организации контроль выступает как функция обратной связи в процессе управления: информационные потоки направлены от объекта к субъекту управления. Контроль завершает управленческий цикл и связывает результаты анализа отклонений от желаемого состояния объекта со всеми основными функциями менеджмента.
Контроль - комплексная функция, включающая в себя функции учета, оценки, анализа.
Задачи контроля:
- сбор и систематизация информации о фактическом состоянии деятельности и ее результатах (функция - учет);
- оценка состояния и значимости полученных результатов деятельности, выявление отклонений от стандартов, плановых заданий, нормативов (функция - оценка);
анализ причин отклонений и дестабилизирующих факторов, влияющих на результаты деятельности (функция - анализ);
прогнозирование последствий сложившейся ситуации и обоснование необходимости принятия корректирующих воздействий.
Необходимость контроля заключается в следующем:
Контроль предупреждает возникновение кризисных ситуаций. Позволяет выявить проблемы, когда они еще находятся в стадии зарождения и скорректировать параметры объекта управления до того, как эти проблемы перерастут в кризис организации в целом.
Контроль уменьшает степень неопределенности внешней среды организации. В современной организации, действующей в условиях сложной и нестабильной окружающей среды, контроль должен служить эффективным механизмом оценки возможных изменений окружающей среды.
Контроль поддерживает сильные стороны организации. Сопоставляя реально достигнутые результаты с запланированными, определяя причины успехов и неудач, руководители получают возможность адаптировать организацию к динамичным требованиям внешней среды и обеспечить продвижение к целям организации.
Для осуществления контроля необходимо:
) наличие планов, поскольку невозможно определить эффективность чьей-либо деятельности, если неизвестны ее цели;
) наличие организационной структуры, поскольку для осуществления контроля необходимо знать, кто отвечает за данный участок работы.
Являясь составной частью функции управления, контроль направлен на решение стратегических задач, стоящих перед предприятием, и выполняет несколько важнейших функций, а именно:
) информационную функцию, которая заключается в том, что информация, полученная в результате контроля, является основанием для принятия соответствующих управленческих решений, обеспечивающих нормальное функционирование контролируемого объекта;
) профилактическую функцию, заключающуюся не только в выявлении недостатков, хищений, злоупотреблений, но и в устранении и недопущении выявленных нарушений в дальнейшей работе хозяйствующего субъекта;
) мобилизующую функцию, заставляющую субъекты хозяйствования ответственно выполнять свои обязательства, в том числе перед государством.
Существует четыре основные сферы контроля:
Ресурсы организации (человеческие ресурсы, финансовые ресурсы, физические ресурсы, информационные ресурсы).
Организационная среда (внутренняя (технологии, культура, структура…) и внешняя (потребители, поставщики, конкуренты…)).
Организационные и управленческие процессы (планирование, организация, мотивация).
Результаты деятельности организации (товары, услуги).
Система контроля - это совокупность субъектов, объектов, предметов и средств контроля, направленных на установление степени соответствия достигнутых результатов принятым решениям и оценку состояния объекта контроля на основе сопоставления поставленной цели с фактическим положением дел, выработки регулирующих мер и корректирующих воздействий. При этом для каждой конкретной системы контроля должны быть определены субъект, объект, предмет и средство контроля.
1 2