Методология и методы принятия решения
Принятие решений присуще любому виду деятельности, и от него может зависеть результативность работы одного человека, группы людей или всего народа определенного государства. С экономической и управленческой точек зрения принятие решения следует рассматривать как фактор повышения эффективности производства. Эффективность производства, естественно, в каждом конкретном случае зависит от качества принятого менеджером решения.
Все принимаемые в любой сфере деятельности решения можно условно классифицировать и подразделить на решения: по стратегии предприятия; прибыли; продажам; вопросам, оказывающим влияние на образование прибыли.
Организационные решения принимаются на всех уровнях управления и являются одной из функций работы менеджера, они направлены на достижение поставленной цели или задачи. Они могут быть запрограммированными и незапрограммированными.
Запрограммированное решение - это результат реализации определенной последовательности этапов или действий и принимается на основе ограниченного количества альтернатив.
Выполняя свои функциональные обязанности, каждый менеджер выбирает наиболее оптимальные решения, способствующие претворению в жизнь поставленной задачи. М.Мескон и другие предложили матрицу решений, типичных для функций управления.
Методические подходы к принятию решений.
Принятие решения, как правило, сопряжено с выбором направления действия, и если решение принимается легко, без специальной проработки альтернатив, то хорошее решение принять трудно. Хорошее решение накладывает на менеджера большую социальную нагрузку и зависит от психологической подготовленности менеджера, его опыта, личностных качеств.
Принятию решения предшествуют несколько этапов:
возникновение проблем, по которым необходимо принять решение;
выбор критериев, по которым будет принято решение;
разработка и формулировка альтернатив;
выбор оптимальной альтернативы из их множеств;
утверждение (принятие) решения;
организация работ по реализации решения - обратная связь (рис. 5.3).
Принятию решения предшествуют несколько этапов: |
возникновение проблем, по которым необходимо принять решение; выбор критериев, по которым будет принято решение; разработка и формулировка альтернатив; выбор оптимальной альтернативы из их множеств; утверждение (принятие) решения; организация работ по реализации решения - обратная связь Критерии для оценки возможностей организационной структуры управления |
Первый критерий |
Определение степени способности применяемой организационной структуры управления обеспечить получение нормы прибыли. |
Второй критерий |
Степень способности существующей структуры управления создавать условия для повышения нормы прибыли за счет мероприятий НТП. |
Третий критерий |
Степень способности быстро реагировать на изменение спроса и в соответствии с этим осуществлять действия. |
Четвертый критерий |
Степень способности организационной структуры управления обеспечить рост производительности труда за счет подетальной специализации общественного труда и производства. |
Пятый критерий |
Степень эффективности системы производственного контроля при данной организационной структуре управления. |
Рис.5.3 Этапы и критерии принятия управленческого решения
Объектом для возникновения проблем могут служить итоговые показатели деятельности предприятия (организации). В частности, в результате деятельности предприятия стали резко ухудшаться показатели конечных результатов работы (повышение себестоимости продукции, снижение роста производительности труда и его качества, прибыли и рентабельности); а также возникли конфликтные ситуации, высокая текучесть кадров.
политические;
социальные;
экономические;
технические;
технологические;
организационные.
Применительно к управлению все решения можно классифицировать как:
общие;