Выбор и разработка стратегии развития предприятия
Выбор наиболее предпочтительных стратегических альтернатив осуществляется с использованием как формальных, так и качественных методов (интуиция руководителей, их видение путей реализации стратегии, представление о возможности реализации определенных альтернатив с учетом ограниченности ресурсов предприятия, поставленных целей и т. д.).
Процесс выработки стратегии включает 3 шага:
. Уяснение текущей стратегии необходимо, чтобы иметь четкое представление в каком состоянии находится организация и какие стратегии она уже реализует. Уяснение текущей стратегии предполагает оценку внешних и внутренних факторов.
. Анализ портфеля продукции предполагает следующие шаги: Выбор уровней в организации для проведения анализа (определение иерархии) Фиксация единиц анализа - стратегических единиц бизнеса (СЕБ) Определение параметров матриц анализа портфеля продукции Построение и анализ матриц (позиционирование СЕБ на матрицах) Определение желаемого портфеля продукции. Методы выбора стратегии:
моделирование влияния стратегических факторов на показатели эффективности предприятия (рентабельность, прибыль);
метод кривых освоения - строится на зависимости размеров затрат на производство от его объема;
метод жизненного цикла товара, т.е. для каждой стадии (освоение, рост, зрелость, спад) определяются приоритетные стратегические направления и действия;
метод Бостонской консультативной группы (матричный). Показателями, формирующими оценочную матрицу, являются темп роста производства и контролируемая данным предприятием доля рынка;
метод "мак-кинси" (матричный), основными оценочными показателями служат конкурентная позиция предприятия (слабая, средняя, сильная) и привлекательность рынка (аналогичные три оценки).
. Выбор стратегии и ее оценка.