Стандартный процесс принятия решения
Процесс принятия решения требует логического и упорядоченного подхода, так как менеджеры принимают решения, которые сопряжены с определенными обязательствами и необходимостью претворения их в жизнь.
Из всех неопределенностей менеджеру необходимо выбрать решение, которое позволит достичь конечного результата. Эта неопределенность может принимать ряд форм и представлять:
стандартное решение, при принятии которого существует фиксированный набор альтернатив;
бинарное решение ("да" или "нет");
многоальтернативное решение (имеется очень широкий выбор альтернатив);
инновационное (новаторское) решение, когда требуется предпринять действия, но нет приемлемых альтернатив.
Цель упорядоченного подхода к принятию решений - повысить объективность и обеспечить учет всех важных данных. Если причинно-следственный анализ является дедуктивным процессом, который заставляет управляющего собирать данные, а затем отсеивать их путем критического исключения, то процесс принятия решений выдвигает требование по созданию базы данных, которая затем используется для отсеивания и исключения менее желательных альтернатив.
Вот основные шаги в процессе принятия решений:
постановка цели задач;
установление цели решения;
разделение критериев (ограничения, желательные характеристики);
выработка альтернатив;
сравнение альтернатив;
определение риска;
оценка риска (вероятность/серьезность);
принятие решения.
Этапы принятия стандартного управленческого решения приведены в таблице на рис. 5.5, а определяющие факторы, влияющие на качество управленческого решения (см. рис. 5.6, который заимствован у профессора Э.Короткова).
Стандартный процесс принятия решений | |
Цель упорядоченного подхода к принятию решений - повысить объективность и обеспечить учет всех важных данных. | |
Шаг первый. |
Постановка цели решения. |
Любой процесс принятия решений должен начинаться с ясного анализа необходимости принятия этого решения. | |
Шаг второй. |
Установление критериев решения. |
Убедившись в том, что цель решения имеет важное значение и что решение принимается в нужной точке цепи решений, можно приступить к процессу выбора решения. | |
Шаг третий. |
Разделение критериев. |
Итак, теперь имеется список критериев, достаточно конкретных для того, чтобы использовать их как основу для сравнения вариантов решений. | |
Шаг четвертый. |
Выработка альтернатив. |
Так как мы обсуждаем стандартные решения, этот шаг для управляющего не представляет трудности. Стандартные решения характеризуются ограниченным и фиксированным набором альтернатив. | |
Шаг пятый. |
Сравнение альтернатив. |
Квалифицированное принятие решений требует выработки ряда альтернатив, сравнения их и выбора наилучшей. | |
Шаг шестой. |
Определение риска. |
Как уже отмечалось, первооснова оценки эффективности решения состоит в том, удалось ли избежать отрицательных побочных эффектов, снижающих конечную эффективность действия. | |
Шаг седьмой. |
Оценка риска. |
Знать о существовании риска важно, но этого недостаточно. Необходимо определить его значимость. | |
Шаг восьмой. |
Принятие решения. |
Количественные показатели степени риска помогают принять обоснованное решение. |
Рис.5.5 Этапы принятия стандартного управленческого решения (таблица)
Рис. 5.6 Влияние различных факторов на качество управленческого решения
Коммуникации в современной организации